Витебские латыши

« Назад

Витебские латыши 12.06.2018 16:21

Интересные факты о жизни латышей на Витебщине в 1920-е годы. Как они появились в Витебске и что такое латышский клуб, почему их считали кулаками, а они называли белорусов и русских лодырями. 

Витебск 1920-х годов по праву можно назвать городом многонациональным. По состоянию на 1925 год здесь проживали 90 918 человек, из которых 39714 – евреев, 26418 – белорусов, 17791 – русских, 2479 – поляков, 1264 – латышей, 957 – украинцев, 449 – литовцев, а также 846 представителей прочих национальностей. 

SbOf8dydlJM

Как латыши появились в Витебске 

Если количество евреев, белорусов и русских в нашем городе в то время не удивляет, то, интересно, откуда в Витебске взялось более тысячи латышей? 

Всех латышей на витебских землях в то время можно условно разделить на три группы. 

1. Население Латгалии, которая до 1920 года входила в Витебскую губернию. 

2. Латыши, которые после отмены крепостного права купили земли у помещиков на территории Витебщины и основали хуторские хозяйства. Больше всего таких «латышских колоний» было в Городокском, Лиозненском и Высочанском районах. 

3. Беженцы, военные и эвакуированные в ходе Первой мировой войны латыши. Они проживали, в основном, на Марковщине, в районе льнопрядильной фабрики «Двина». 

Латышский клуб 

Латышский клуб, который в дальнейшем станет местом, где возникнет витебская большевистская организация, был основан в Витебске весной 1917 года и разместился в помещении школы (сегодня – улица Бумагина, 35). 

С одной стороны, это учреждение должно было помогать латышам-беженцам не чувствовать себя одинокими и собираться вместе. Для этого на базе клуба организовали художественную самодеятельность, работали женские организации, библиотека, хор, драматическая студия, устраивались вечера, звучали песни на русском и латышском языках. Хор выступал на многих праздниках в Витебске, а драматические постановки неизменно вызывали интерес у жителей города. 

А с другой стороны, в клубе велась революционная пропаганда и проводились партийные дискуссии. 

s9yl9jiB2oY

С 1918 года Латышский клуб стал называться «Коммунист» и считаться партийным клубом. В тоже время здесь продолжалась латышская культурно-национальная деятельность. 

Постепенно учреждение объединило всех витебских латышей. А в 1920 году его даже хотели сделать центральным клубом для всех латышей БССР, однако этого не случилось. 

Латыши строили карьеру 

В 1917-1918 годах немало латышей в Витебске было задействовано в различных губернских, исполкомовских, хозяйственных структурах, в том числе в силовых, в ЧК и ревтрибунале. 

Из 1264 латышей, которые проживали в нашем городе в 1925 году, 177 человек состояли в партии. Среди секретарей райкомов и членов окружкома было 2 латыша (для сравнения: белорусов было 10, а евреев – 5). В районном советском аппарате латыши составляли 6%. 

В начале 1920-х годов некоторые латыши сделали неплохую карьеру: стали руководителями предприятий, членами окружкомов. 

Постепенно латышей в городе становилось меньше, а на руководящие должности уже выдвигались белорусы. Интересные факты о белорусизации и коренизации в Витебске в 1920-е годы можно узнать здесь. 

jE_HFHi92bA
Первый революционный латышский кавалерийский отряд, принимавший участие в установлении советской власти в Витебске в 1917 г. («Помнікі гісторыі і культуры Беларусі», 1977, №4). Фото Предоставлено Сергеем Мартиновичем 

Латышские колонии 

Латыши, которые проживали на хуторах, не хотели идти в сельский совет и избираться, поскольку считали, что они работают, а белорусы и русские лодырничают: 

Что я пойду туда говорить с лодырями, все равно меня там считают кулаком, и мои мнения будут осмеиваться другими. 

Действительно, среди латышей было немало зажиточных хозяев, много середняков. Они жили на хуторах и считали, что это единственная правильная форма объединения. Налог с латышских крестьян брали больше, чем с белорусов, но они исправно платили. 

62M2AVUT2PU

Многие местные жители не понимали, почему у латышей получается вести хозяйство, а у них нет. Например, в местной газете за 1925 год была опубликована статья «Примерный хозяин»: 

Есть в сельсовете крестьянин Югон Янис. Хозяйство его маленькое – шесть десятин, а семья – 10 человек. Тяжелым упорным трудом удалось ему сделать хозяйство образцовым. Он ввел семипольный севооборот. На полях хлеб растет, как нигде в сельсовете. Имеющейся у него лесок похож на парк. Все деревья почищены, в лесу не найдешь и прутика. Имеются две племенные кобылицы, за которых на выставке получена первая премия. Коров имеется дойных четыре. По своему удою они первые в сельсовете. 

Некоторые несознательные крестьяне никак не могут поверить, что все это достигнуто трудом, и думают, что Югон Янис является колдуном. 

Интересно, что если в 1925 году белорусов и русских еще призывали равняться на латышского крестьянина, то уже через год стали говорить, что хуторские хозяйства себя изживают, потому им путь – либо в кооператив, либо в колхоз.

ВК


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить