Трамваи на Марковщине: как это было до войны и сейчас
« НазадВот уже почти восемь десятилетий трамвайные рельсы соединяют центр Витебска (железнодорожный вокзал и нынешнюю площадь Победы) со старым промышленным районом города – Марковщиной. Улицу Максима Горького просто невозможно представить без рельсов посредине и спешащих к ковровому комбинату и ДСК уютных вагончиков.
Ну а для жителей улиц Герцена, Академика Павлова и Пятого Коммунального трамвай был и остается главным средством передвижения, несмотря на то, что в последние годы конкуренцию ему составляют автобусы и маршрутки.
Витебск, 1936 и 2019 годы. Трамвай у Пятого Коммунального дома (дома-коммуны). Источник: «Витебский пролетарий», 24 ноября 1936 года; Сергей Мартинович
А как появился трамвай на этой промышленной окраине Витебска?
У трамвайной линии из центра города на Марковщину есть точная дата рождения – 7 ноября 1930 года. Газета «Витебский пролетарий» писала в тот день:
13-й годовщине Октября рабочие Марковщины и Витебска сегодня преподносят в подарок новый трамвай. Этим они ликвидируют разрыв между окраиной и городом, устанавливают теснейшую связь, улучшают культурное обслуживание. Рабочие города в летнее время будут иметь возможность проводить дни отдыха за городом. Сотрутся границы, отделяющие окраины от центра.
1930 год Интерьер вагона Витебского трамвая. «Витебский пролетарий», 7 ноября 1930 года
Строительство трамвайной линии от вокзала на Марковщину, к льнопрядильной фабрике «Двина» (сейчас ОАО «Витебские ковры») было начато 10 июля 1930 года. Несмотря на задержки с доставкой материалов, рабочие Коммунального треста выполняли работы в срок.
Самой большой трудностью было преодоление на маршруте трассы железнодорожных путей, под которыми необходимо было пробить туннель. Это могло поставить крест на всем проекте. Тогда рабочие на собрании решили взять преграду штурмом. Всего за двое суток была срыта гора и оборудован проезд для трамвайных линий в сторону льнопрядильной фабрики.
Витебск, 1931 и 2019 годы. Трамвай у проходной фабрики имени КИМ. Фото Сергей Мартинович и «Таямніцы Віцебска»
Общая длина маршрута, открытого 7 ноября 1930 года, составляла 5,5 км. На линию поступило пять новых трамвайных вагонов, специально изготовленных на Мытищинском заводе под Москвой. Стоимость проезда из города на Марковщину была установлена в 10 копеек.
1930 год. Один из пяти прибывших в Витебск из Мытищ трамвайных вагонов. «Витебский пролетарий», 7 ноября 1930 года
7 ноября 1930 года состоялся торжественный пуск трамвая по новому маршруту. Жители окраинных витебских улиц Орловской, Гражданской (нынешняя улица Герцена), Госпитальной (теперешняя улица Евстигнеева) и Буденного, разбуженные шумом и звоном первого трамвайного вагона, радостными взглядами провожали его.
Новый вид общественного транспорта способствовал промышленному развитию Марковщины и всего Витебска, возил работников таких предприятий-гигантов, как фабрика имени КИМ и «Двина», маслоэкстракционный завод и других.
Витебск, 1935 и 2019 годы. Трамвайные пути у фабрики имени КИМ. Источник: Национальный архив Республики Беларусь, Сергей Мартинович
Желающих воспользоваться трамваем было в предвоенные годы так много, что приходилось выпускать на линию по два сцепленных вагона. Но это был не предел возможностей наших трамвайщиков!
Витебск, 1939 и 2019 годы. Трамвай на Ленинском проспекте (улице Максима Горького). Источник: Витебск, 1935 и 2019 годы. Трамвайные пути у фабрики имени КИМ. Источник: «Кимовец», 4 сентября 1939 года, Сергей Мартинович
На снимке, опубликованном на первой полосе многотиражной газеты «Кимовец» 4 сентября 1939 года отчетливо виден идущий по Ленинскому проспекту (так перед войной и в первые годы после нее называлась улица Максима Горького) трехвагонный трамвай! К сожалению, других фотографий этого нововведения, сделанных в нашем городе, отыскать не удалось. Неизвестно, был ли это просто эксперимент, или трамвай в три вагона обслуживал жителей Марковщины сколько-нибудь продолжительное время.
1939 год. Трехвагонный трамвай у маслоэкстракционного завода. «Кимовец», 4 сентября 1939 года
Интересно, что в конце 1930-х годов трехвагонные трамваи курсировали также в Минске, но из-за плохой маневренности и низкой скорости от них быстро отказались.
Ну а простые одновагонные трамвайчики, теперь уже белорусского производства, продолжают верой и правдой служить жителям старого промышленного района Витебска и в наши дни.
Сергей Мартинович, ВК
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.