«Пересекающиеся линии» уроженца Витебска вы точно видели. Рассказываем, почему они так важны

« Назад

«Пересекающиеся линии» уроженца Витебска вы точно видели. Рассказываем, почему они так важны 17.05.2021 13:43

Кто такой Лазарь Хидекель и как его понимать

Лазарь Хидекель родился в 1904 году в Витебске. Его родители — еврейского происхождения, отец был архитектором. Сам Лазарь тоже впоследствии станет известен как архитектор. Но сам себя он называл «художником-архитектором».

Когда мальчику было всего 14 лет, его приняли в Витебскую народную художественную школу, где он учился в том числе у Марка Шагала. Хидекель, вообще говоря, был слишком юн, чтобы туда поступить, но опытные учителя разглядели талант и сделали исключение. Никто не пожалел о решении: уже через два года, всего в 16, Лазарь возглавляет Архитектурную студию УНОВИС (Устроители нового искусства) и становится учеником Казимира Малевича.

В творчестве Хидекеля можно выделить несколько периодов. Первый — когда в возрасте 14−16 лет он создает свои ранние композиции. Второй — супрематические циклы, берущие начало в 1920-х годах. Собственно, в 1920-м и были созданы «Пересекающиеся линии». Примерно тогда же, как говорят искусствоведы, «Хидекель был главным помощником Малевича в его архитектурных экспериментах».

Как «Пересекающиеся линии» значительно опередили время

Хидекель называл себя «фантастом»: многое из того, что ему приходило в голову в начале ХХ века, в то время казалось невозможным. Не зря на плакате, который рекламировал выставку художника в 2020 году в Минске, написано: «Нас поймут через 100 лет».

a3_hiddekel_exp_poster_print_ru_1_

В основу афиши и легли «Пересекающиеся линии». Они представляют собой нарисованную рукой Хидекеля супрематическую решетку. Этот элемент художник-архитектор выделил из черного квадрата Малевича. Позже линии станут основным, базовым компонентом для создания архитектурных форм. В этом и заключается гениальность работы: она сама по себе проста, но родила множество других проектов, опередивших время.

Сегодня также очевидно, что «Пересекающиеся линии» не что иное, как «хештег» (символ #), придуманный в 1920 году. Когда компьютеров и в помине не было! «Фишка» ранних работ Хидекеля в том, что он создал их, будучи жителем небольшого белорусского городка, которым являлся Витебск. То есть это совершенно уникальные находки искусства, нигде не скопированные.

Некоторые считают, что произведения Хидекеля — это не просто супрематизм, но еще и предтеча направления минимализма, или минимал-арта.

Минимал-арт — художественное течение, возникшее в 1960-х как реакция на абстрактный экспрессионизм, оттого оно полностью ему противоположно. В минимализме используют простую и лишенную смысла геометрию, монохромность и повторяемость. Течение стремится к упрощению сути, «говорит» символикой цвета и форм.

К счастью, мастерство Хидекеля все же было оценено раньше, чем через 100 лет, даже несмотря на юный возраст художника. Уже в конце 1920-х он начинает проектировать супрематические здания под руководством архитектора Эля Лисицкого. По сути, Хидекель стал одним из первых супрематических архитекторов (у Малевича тоже есть архитектоны).

Карьера уроженца Витебска на протяжении всей жизни складывалась удачно. Окончив Витебский художественно-промышленный институт в 1922 году, он становится главой архитектурной лаборатории Института художественной культуры и Государственного института истории искусств.

В конце 1920-х Хидекель оканчивает Институт гражданских инженеров в Ленинграде, причем его курсовую работу «Проект рабочего клуба» (1926) печатали в архитектурных журналах по всему миру. Вообще, после увлечения супрематизмом Хидекель создает такие же нереальные и оторванные, как тогда казалось, от реальности архитектурные и экофутуристические проекты. С конца 1920-х по конец 1930-х годов он показывает эскизы Города-сада, Аэрогорода и Космических жилищ.

С 1934-го становится руководителем мастерской Ленпроекта. Также витеблянин был главным архитектором института «Механобр» в годы Великой Отечественной. Кому-то и вовсе выпал шанс поучиться у Хидекеля: он долго преподавал в качестве профессора Ленинградского инженерно-строительного института и даже был деканом архитектурного факультета.

Скончался Хидекель в 1986 году. Его могилу сегодня можно найти на Комаровском некрополе в Санкт-Петербурге.

Так талантливый парень из Витебска оказал влияние на современную архитектуру. И сегодня продолжает вдохновлять белорусов. Например, молодые архитекторы из бюро ZROBIM, очевидно, восхищаются витеблянином-супрематистом. Посмотрите сами: именно из решетки Хидекеля «вырастает» фирменный знак бюро на сайте. Теперь для вас это не просто «прикольная анимация».

Можно ли увидеть «Пересекающиеся линии» в Минске?

Сейчас нет.

Как мы уже отмечали выше, в начале 2020 года в Минске прошла интерактивная выставка, посвященная Лазарю Хидекелю. Однако оригинальные работы для нее были привезены из собрания семьи архитектора, которое находится в Нью-Йорке. Возможно, когда-нибудь они снова приедут в Беларусь.

tut.by


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить