"Когда появился фестиваль, мне было 3 года". Интервью с новым молодым директором "Славянского базара"
« НазадУ «Славянского базара» вот уже две недели новый генеральный директор — 30-летний певец и экс-чиновник Совета Федерации профсоюзов Беларуси Глеб Лапицкий. TUT.BY узнал, ждут ли форум искусств кардинальные перемены, появится ли в Витебске второй амфитеатр и будет ли новый глава фестиваля пользоваться «служебным положением» — выступать на нем как артист?
В 2011 году Глеб Лапицкий получил диплом Витебской государственной академии ветеринарной медицины, в 2014-м — Белорусского государственного университета культуры и искусств. Сейчас учится в Академии управления при президенте.
Преподавал в ветакадемии, был солистом областной филармонии. До назначения на должность гендиректора Центра культуры «Витебск» и дирекции «Славянского базара» 3 года работал начальником главного управления по культуре и общественной работе аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси.
Женат, воспитывает двоих сыновей.
Родился 29 февраля — то есть отмечает день рождения конкретно в эту дату только раз в четыре года. В возрасте 25 лет отметил 10-летие (!) творческой деятельности.
Лапицкий — третий директор «Славянского базара». Ранее на этом посту был Александр Сидоренко. Он руководил международным фестивалем искусств более 5 лет — с мая 2013 года по октябрь 2018-го. До него 21 год — с 1992-го — директором форума был Родион Басс (ушел из жизни в сентябре 2017 года).
О предшественниках — Родионе Бассе и Александре Сидоренко
— Родион Басс — это Имя. И, наверное, у всех, кто приходит на его место, поначалу есть какой-то мандраж. Когда мне предложили эту должность, я удивился! А потом захотел оправдать надежды, которые на меня возлагают. Мне кажется, когда Родион Михайлович с единомышленниками 27 лет назад начинали «Славянский базар», они и не предполагали, что он вырастет до такого масштаба. Хочется развивать этот бренд дальше. Ведь людям неважно, кто у руля «Славянского базара», важно, какой результат этот человек принесет.
Где сейчас работает Александр Петрович Сидоренко, рассказать не могу (в Витебске ходят слухи, что Сидоренко забрали на повышение в Министерство культуры. — Прим. TUT.BY). Но он ушел с поста директора «Славянского базара» по собственному желанию. А я — пришел по своему желанию. Так что нет никакого напряжения, мы встречались с Александром Петровичем, спокойно смотрели друг другу в глаза. Такова жизнь: одни руководители уходят, другие приходят.
О новом назначении: «Думал сутки»
— Был звонок с предложением возглавить Центр культуры «Витебск» и «Славянский базар». Около суток у меня было время подумать. Я положил перед собой два листа бумаги, на одном писал аргументы «за», на другом — «против». В какой-то момент «за» стало больше. И я согласился.
Какие были аргументы «против»? Самое сложное для творческого человека — оставить все, что ты делал. Мне дороги многие проекты в Федерации профсоюзов Беларуси: акция «Мы — вместе!», с которой мы объехали более 170 городов страны, конкурсы «Новые имена Беларуси», «Белорусский мастер» и т.д. Трудно было также оставить команду, которую создал.
Но Центр культуры «Витебск» и «Славянский базар» дают огромный шанс реализовать себя в гораздо большем формате. И это был главный аргумент.
И хоть форум искусств — международный проект, но Центр культуры «Витебск» — в первую очередь городское учреждение. Поэтому предложение поступило от местных властей. Ведь фестиваль называется не просто «Славянский базар», а «Славянский базар в Витебске». И к подбору человека на должность его директора местные власти относятся не только ответственно, но и душевно: ведь это проект в родном городе. Но при этом, конечно, у меня был разговор и в Министерстве культуры: как развивать фестиваль, какие у меня есть мысли на эту тему.
О подчиненных: «Многие называют просто по имени»
— 1 ноября меня, 30-летнего директора, представили коллективу Центра культуры «Витебск». Творческие люди обращаются ко мне по имени — мы так договорились. А работники административного крыла — по имени-отчеству.
Коллектив принял хорошо. Для многих сотрудников я — их воспитанник: вырос в Витебске, они видели мое творческое становление и могут дать мне большую оценку, чем те люди, которые меня назначали на эту должность. Самый большой плюс — для меня здесь нет новых людей: каждого из своих замов, начальников отделов и рядовых специалистов я знаю по тому или иному проекту, которые реализовывались в Витебске.
Сотрудники всячески помогают мне освоиться. А в Центре культуры «Витебск» работают профессионалы высокого класса. Без преувеличения, это настоящий инкубатор культуры в нашей стране.
«Славянский базар» в 2000-е был по-особому атмосферным»
— Когда в Витебске появился этот фестиваль, мне было 3 года. Я помню, как мы ходили на «Славянский базар» с мамой и папой. В амфитеатре еще не было крыши. А вместо сегодняшних сидений там стояли лавочки. И вот как-то раз я там уснул — на концерте Юры Шатунова.
Еще из детских воспоминаний: на площади Свободы и в парке имени Фрунзе в дни фестиваля всегда было не пройти. Всюду музыка, импровизированные гулянья, и люди, люди, люди… И это была хорошая отдыхающая публика, а все вокруг выглядело так душевно!
Помню, мои родители всегда готовились к «Славянскому базару». К нам постоянно приезжали гости. К слову, мне кажется, что сейчас в Витебск на фестиваль едет уже не так много людей. А ведь «Славянский базар» — не только культурный, но и туристический бренд. И нам всем нужно сделать так, чтобы все вокруг увидели, как белорусы умеют отдыхать и встречать гостей.
Сейчас уличный «Славянский базар» — другой, он приобрел определенную системность. Однако таким, каким фестиваль был 20 лет назад, он уже никогда не станет. Изменились и социум, и запросы зрителей, и правила безопасности.
— В Витебске два лагеря: в первом — те, кто считает, что фестиваль нужен городу и стране, во втором — те, кто думает, что не нужен. Так вот я — в первом лагере, и был в нем всегда. Более того, я считаю, что без «Славянского базара» Витебск будет уже не тот.
В Беларуси есть несколько брендов, по которым нас знают. На отдыхе за границей, когда люди узнают, откуда я, звучит: «А, «Славянский базар!», «А, БЕЛАЗ!», «А, Даша Домрачева!».
«Славянский базар» — уникальное событие, равных которому просто нет. Второго фестиваля, который собирает все жанры: на одной улице можно услышать джаз, на второй — блюз, на третьей увидеть уличный театр, на четвертой — хореографию, а на пятой выступает хор — ну нет такого больше нигде в мире! И из года в год «Славянский базар» подтверждает это звание фестиваля искусств.
Все мы ценим маму, ценим семью. Эти ценности у нас генетические. И очень хочется, чтобы такое же отношение — как к своему родному — у белорусов было и к «Славянскому базару». Мы должны его сохранить и развить.
Появится ли в Витебске второй амфитеатр?
— Идеи для фестиваля у меня, конечно, есть. Но я очень суеверный человек и озвучивать их пока не стану. Эти предложения — для концепции очередного «Славянского базара» — сейчас прорабатывает наш штаб. Главная цель такая: нужно добиться, чтобы люди видели и посещали всю карту фестиваля, а не только его центральную площадку — Летний амфитеатр.
Ведь амфитеатр — далеко не весь «Славянский базар». На главной сцене проходит 18 мероприятий, а на всем фестивале их под 100. При этом многие прочитают программу в Летнем амфитеатре и начинают судить по ней обо всем «Базаре». А ведь сколько всего происходит на других площадках! И там тоже звезды первой величины, и они тоже ждут своего зрителя.
Сейчас мы уже формируем программу так, чтобы с изюминкой были все проекты, чтобы зритель остался доволен. И не важно, куда он пойдет: в театр «Лялька» с его камерным залом или в многотысячный амфитеатр.
Будем стараться задействовать в фестивальные мероприятия площадь Победы, парк Мазурино.
Уже в начале 2019 года мы должны хорошо разложить продажу билетов и представить людям программу фестиваля. В середине января начнем озвучивать, кто приедет на нынешний «Славянский базар».
Чего не надо ждать — так это кардинальных изменений. Второй амфитеатр не строим точно. Мы будем удивлять наполнением проектов на тех площадках, какие у фестиваля есть. А их достаточно, и они технически отвечают всем мировым стандартам. Такого в Витебске еще ни разу не было, чтобы привезли звезду, а она отказалась выступать, так как увидела не то, что ожидала. К этому фестивалю всегда готовятся город, область, страна. Один «Славянский базар» окончился, тут же начинают думать про следующий.
О российской «попсе»: «Везем того, кого хочет зритель»
— Нам нет разницы, кого привезти на фестиваль. Мы везем того, кого хочет зритель. В прошлом году, в частности, в Витебске были Ирина Аллегрова, Николай Басков, Тимати. Если на них приходят целые залы — почему мы не должны их приглашать?
Когда составляем программу концертов, в том числе проводим опросы пользователей в соцсетях. Так было, например, с рок-концертом в 2018 году. Спросили у людей: кого вы хотите услышать? Народ проголосовал за «Мумий Тролль», эта группа и приехала на фестиваль. Планируем и дальше спрашивать людей.
Другой вопрос, почему широко представлен именно российский шоу-бизнес. Но тут все понятно: потому что он более известен людям по теле- и радиоэфирам.
Привезут ли в Витебск корейскую группу BTS?
Помните историю 16-летней Кати Рудковской из Гомеля, которая любит корейскую музыку, а мама не отпустила ее на концерт сеульского бойзбенда BTS? Девушка написала в студию «Вечернего Урганта» и попросила помочь с развитием такой музыки в Беларуси. Программу посмотрели представители «Славянского базара» и сообщили: «Пока на фестивале творчество корейских музыкантов представлено весьма скромно. Но мы приложим все усилия, чтобы продолжить работу в этом направлении…»
— Но, к сожалению, нет: гастрольный график у этого коллектива расписан на 2 года вперед, да и очень высокий гонорар — 1,5 миллиона долларов.
О своем творчестве: «Могу запеть и в кабинете»
— В этом году у меня 15 лет с начала творческой деятельности. Но отмечать как-то не буду. Хотя, было время, делал концерты, пел, выступал как ведущий на разных мероприятиях.
У меня обычное любительское пение. Но творчество — это отдушина. Могу спеть в семье. Могу и в кабинете — за рабочим столом.
— Ого, поющий директор! Подчиненные сразу будут понимать, что у вас хорошее настроение.
— Но песни же могут быть всякие, и грустные в том числе. А вообще это хорошая белорусская традиция — петь.
— А сами на «Славянском базаре» споете?
— Пока я готов петь и танцевать вместе со зрителями. И мне будет приятно, если они будут хорошо принимать артистов на фестивале.
— Что сами слушаете?
— Каких-то предпочтений в музыке — жанровых, языковых — у меня нет. Сейчас вот слушаю радио «Витебск». Когда сильно устаю, включаю классику или что-то лирическое без слов. В бодром настроении можно включить любой популярный канал с клипами. А вообще при моей должности надо слушать все, в том числе и то, что не нравится — чтобы быть в курсе всех музыкальных новинок, тенденций.
О семье: «В общежитии больше не живем»
5 лет назад в интервью областной газете Глеб Лапицкий рассказывал, что жил с семьей в общежитии ветеринарной академии. Неужели до сих пор там?
— Сейчас у нас появилась квартира. И Toyota — обычная бюджетная машинка. Когда выбирал ее, мне больше всего понравилось, что она с высоким клиренсом.
У меня двое сыновей. Старшему Ярославу скоро будет 9 лет, младшему Артему почти два года. Жена Кристина — музыкант, окончила филиал Российской академии музыки имени Гнесиных в Смоленске. До декретного отпуска работала в октете балалаек «Витебские виртуозы».
О будущем: «Похвал не жду, но буду стараться»
— Похвал я не жду. В первый год точно никто не скажет, что, мол, Лапицкий — молодец. Да и не нужно этого: у человека должен быть стимул доказать, что он молодец. Но если через какое-то время скажут: с приходом Лапицкого появился вот этот классный проект или возобновилось вот это хорошее мероприятие, не скрою, мне будет приятно. Но это будет заслуга всей команды.
Татьяна Матвеева, tut.by
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.