Как витебские казаки «христианских демократов» пугали

« Назад

Как витебские казаки «христианских демократов» пугали 31.05.2018 18:27

В истеричной статье на правозащитном сайте «Витебская весна» координатор оргкомитета «Белорусской христианской демократии» Татьяна Северинец выдала: «Ідзе нейкая паганая здача Віцебскай вобласьці “рускаму міру”». И тут же поясняет неосведомленным горожанам, что «усё гэта небясьпечна. Небясьпечна ў сэнсе данецка-луганскага сцэнару. Вельмі небясьпечна!»…

Для тех, кто не желает вчитываться в панические строки упомянутой статейки, кратко поясню истоки тревожных переживаний координатора Северинец.
Женщина, возможно, с гастрономическими побуждениями посетила небольшой рынок, а там… казаки песни поют!..

Возможно, коварные рефрены «Любо, братцы, любо» способны не только ввергнуть в кататонический ступор впечатлительных старушек, пришедших за пучком укропа, но и не на шутку перепугать демократических христиан. А рулады «Скакал казак через долину» полностью раскрывают злонамерения коварных «сепаратистов».

Итак. Рынок хоть и «Центральный», но о его существовании осведомлён не всякий коренной житель: «у теплотрассы нужно свернуть к истоку Гапеева ручья». События с казацкими песнопениями на том рынке случились больше месяца назад, аж в апреле. Но оппозиционные сайты продолжают нагнетать: витебские власти де хотят сдать Витебщину России.

1-226

Я как-то застала около Южного рынка полноценный концерт южноамериканских индейцев:  десяток смуглых то ли ацтеков, то ли инков, в перьях с головы до ног, самозабвенно дудели в свои панфлюты и окарины. Но мне и в голову не пришло, что все эти «полёты кондора» лишь предвестие захвата наших льняных и картофельных полей потомками Кецалькоатля из Мачу-Пикчу.
А тут нам хор из витебских любителей ношения кубанок и черкесок выдают за «пророссийскую» акцию!

Странно, что демократическим христианам никто не объяснил, что казачество на белорусских землях существует более 600 лет, а начало свое имело в Великом Княжестве Литовском, которое официально называлось, напомню, Великое князство Литовское, Руское, Жомойтское и иных (земель).

Скажу прямо, к казачеству отношусь спокойно. Даже то обстоятельство, что по материнской линии в роду были сплошь кубанские казаки, не вызывает у меня желание именовать себя казачкой.

Однако мне понятно, что во все времена пассионарные мужчины стихийно объединялись нехитрым желанием – поколотить другое подобное пассионарное объединение. Желательно при этом немного разжиться и укрупниться. И неважно, как это будет именоваться: легион, викинги, монгольские орды или флибустьеры. Казачество – лишь одна из форм проявления избытка воинственной энергии.

Впрочем, «Белорусские казаки» – звучит забавно. Вспоминается шутка про «два недоумения»: армянские казаки и кубанские коньяки. Однако шутки в сторону.
На знаке РОО «Белорусское казачество» указаны две даты – 1654 и 1995. Стало быть, обозначаются две вехи.

Первая, отсылает нас к периоду русско-польской войны 1654-1667 годов.  Именно в 1654 году «белорусский полк» Константина Поклонского перешёл на сторону Царя Московского Алексея Михайловича. Правда, забыли указать, что на следующий год полковник Поклонский перешёл к Янушу Радзивилу, войска которого осадили Могилев.

Но почему не 1656 год, когда Богдан Хмельницкий назначил Ивана Нечая полковником «…в Белую Русь до Могилева, Чаусова, Новобыхова и Гомля и иных мест, и местечек, и сил там же знайдуючих…»?

Витебская история упоминает и 1602 год, когда отряды казачьего атамана с неприглядной фамилией Дубина напали на город. Однако жители Витебска на Волотовках Заручайских захватили в плен атамана Дубину и посадили на кол… вместе с 12 казаками-сподвижниками. Впрочем, не отвлекаемся от темы.
Вторая дата, 1995 год, видимо, означает год воссоздания казачества в Беларуси.

Странно, но Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, получил серебряный крест №1 «За возрождение казачества» из рук самоорганизованных казаков годом ранее, в 1994 году.

Казаки из Витебска объединились в некую неформальную, но вполне себе внятную структуру аккурат к самому моменту развала Союза. К 1993 году витебское казачество насчитывало уже полсотни приверженцев, в основном из числа бывших «афганцев». В те непростые времена казаки занимались благородной деятельностью: помогали ветеранам, престарелым и инвалидам, оказывая им материальную помощь. Занимались патриотическим воспитанием молодёжи, вовлекали витебских парней в поисковую работу военно-патриотических клубов, вели работу в архивах, выявляя имена забытых героев, уроженцев Витебщины.  Особо хочется отметить роль казаков в разминировании. При непосредственном участии витебского казачества было разминировано свыше 2600 снарядов и мин, оставшихся в земле со времен Великой Отечественной войны.

Чёткие очертания казачьи инициативы получили в 1994 году, когда в Витебске сформировалось «Казачье братство». С благословления архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия Витебск был объявлен столицей Всебелорусского казачества.

Отчего же координатор незарегистрированного движения христианских демократов Северинец не обращалась в витебский горисполком в те годы?
 
Разбираться в иерархических хитросплетениях витебского казачества – дело бесперспективное. Ну, любят ненаиграшиеся в детстве в войнушку мужчины носить погоны дореволюционного образца да награждать друг друга ни к чему не обязывающими медалями! Ну, любят присваивать себе громкие звания! Сбилась с толку, пытаясь выяснить цепочку значимости этих генералов, полковников, старшин, есаулов да хорунжий…

Возрождал казачество в Витебске атаман Придвинского округа Вячеслав Афанасьев, бывший военный прокурор. Затем появилось непонятное «образование» – церковное казачество Витебской епархии, которое возглавил Юрий Винокуров, специалист по геодезии, казачий генерал. Есть ещё предприниматель Василий Романенко, некогда городской атаман, ныне, видимо, «повышенный» до атамана Витебского областного казачьего округа.

В Беларуси также имеются атаманы: наказной, походный и верховный. Последний – тот, который и руководит белорусским казачеством: казачий генерал Николай Улахович, о котором известно, что он работал в Министерстве ЖКХ Беларуси и возглавлял Белорусскую патриотическую партию.

Кстати, атаману Романенко принадлежит тот самый рынок «Центральный», на котором так и не смогла оценить разливное радушие и вокальные возможности казачьего хора спадарыня Северинец.

Словом, никак не выходит, что казаки, являющиеся неотъемлемой частью белорусской истории, проводили «пророссийскую акцию».

Возникает закономерный вопрос: зачем Северинец нужно «приписать» витебских казаков, чья городская организация основана в далёком 1994 году, к якобы «росту количества зарегистрированных пророссийских организаций»?

Зачем Северинец нужно утверждать, что власти «лояльны к “русскому миру”», зачем обвинять витебское городское руководство в том, что оно «играет в толерантность с пророссийскими силами»? Разве казаки (или другие якобы пророссийские движения) заявляли о своих намерениях присоединить Витебщину к России? Разве с российской стороны были подобные заявления?

Почему, увидев безобидный концерт на рынке, Северинец делает вывод, что «власти в Беларуси продолжают потворствовать иноплеменным общественным заявлениям и образованиям» и это якобы «беспокоит простых граждан»? Ведь от простых граждан не было обращений в горотдел культуры, а от Северинец – было. Что не так с христианскими демократами?

А вот что. Татьяна Северинец организовала антиправославную акцию – кампанию «Витебск – город наш» по противодействию строительству Свято-Софийского собора в Витебске. Так в октябре 2016 года оппозиционная пресса писала о том, что Татьяна Северинец была в числе создателей «специального неформального общественного комитета», который координировал антиправославные действия протестующих против возведения храма.

1-227-840x480
2-8-840x480

Этого достаточно, чтобы понять, чем не угодили христианским демократам православные казаки, и выявить причины и мотивы всей этой шумихи с безответственными заявлениями.

Эльвира Мирсалимова, mogilev.by


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить