Как появился трамвай на проспекте Черняховского в Витебске
« НазадОб истории трамвайных линий по улицам Ленина, Кирова и Замковой – самых старых в Витебске и ныне не существующих.
К настоящему времени самым старым участком трамвайного пути города является (не считая небольшого участка у станции скорой помощи на улице Космонавтов, дореволюционной городской еврейской больницы) путь по проспекту Черняховского. Трамвай пустили здесь в 1925 году – через 27 лет после его появления в Витебске в 1898 году.
Сейчас проспект Черняховского, получивший свое современное название в 1947 году, — это, практически, центр города, а до войны это была городская окраина, застроенная частными домами и населенная, преимущественно, еврейской беднотой.
До середины 1920-х годов магистраль называлась Лучесской улицей (в 1922 году ее на некоторое время переименовали в улицу Переца), а затем – проспектом Винчевского (в честь еврейского писателя-социалиста, посетившего Витебск в 1924 году).
Проспект Черняховского. Фото Анастасии Вереск
Пустить сюда трамвайную линию хотели еще до Октябрьской революции. 4 сентября 1907 года исполнилось 10 лет концессии, выданной бельгийским предпринимателям на эксплуатацию трамвая в Витебске, после чего, согласно договору, владельцы по требованию Городской Управы обязались увеличить протяженность пути на 20%.
Одним из предложений городских властей по продлению трамвая был проект устройства пути на улице Лучесской в сторону имения Лукишки, которое находилось тогда на берегу Западной Двины у нынешней гостиницы «Ветразь». Владелец имения получил разрешение на устройство на железной дороге посадочной платформы, к которой и предлагалось пустить трамвай.
Но проект этот осуществлен не был, и к строительству новых трамвайных линий на витебские окраины приступили только в годы советской власти. Первой такой линией был путь по современному проспекту Черняховского. Его в 1925 году проложили за весьма короткий даже по нынешним меркам срок – всего за 2 месяца.
Проспект Винчевского (Черняховского), разрушенный в годы войны. Из группы «Таямніцы Віцебска»
В 1920-е годы в районе Лукишек жило много рабочих промышленных предприятий Витебска, сюда же приходили на работу жители окрестных деревень. Также до войны у впадения Лучосу в Западную Двину работал лесозавод и небольшая электростанция при нем, которая давала ток предприятию и использовалась для освещения этой окраины. Также на месте нынешнего микрорайона Юг-5 находился военный аэродром.
В 1925 году витебский трамвай, который тогда входил в управление «Водосвет», только восстановившись после революции и Гражданской войны, провел масштабную реконструкцию транспортного хозяйства. Был проложен дополнительный путь на площади Свободы, что позволило ликвидировать длительные простои вагонов на улицах Замковой у «Книгоснаба» и Ленинской. Также были начаты работы по оборудованию подъездных путей к нынешней Смоленской площади.
Главным мероприятием трамвайщиков в 1925 году было строительство новой линии к аэродрому от района теперешней площади Победы. В августе 1925 годы было проведено планирование Лучесской улицы, после чего начались работы. Пустить новую линию первоначально планировали к 1 октября, но затем сроки сдвинулись.
Стройка была массовой – трудилось здесь сначала 75 человек, впоследствии их число выросло до 150. Интересно, что до 1949 года, когда трамвайное движение здесь было восстановлено, разворотное кольцо находилось на 1 км ближе к центру Витебска – в районе нынешнего й гостиницы «Лучеса».
Пуск трамвая состоялся 7 ноября 1925 года, в праздник Октябрьской революции. В 15 часов дня по новой линии проехали 2 трамвайных вагона с гостями праздника – председателем горисполкома Адамайтисом, секретарем Окружного комитета Рыжовым и членами райкомов.
Вот что рассказала о празднике трамвайщиков и жителей города газета «Заря Запада»:
«Водосвет» старался. Последние 2 месяца рабочие и администрация жили и работали лихорадочно. Всех волновала одна мысль – «Подарок к Октябрю должен быть готов!».
Соединили заброшенную окраину – Лучесскую улицу, населенную исключительно рабочими и беднотой, с центром, и выстроили вместо сгоревшего весной помещения парка новую светлую мастерскую-депо.
«Оживем теперь, — говорили в группе собравшихся рабочих, жителей улицы, — с работы теперь уж не пойдем, а поедем».
Праздник открытия новой линии прошел в новом помещении депо. Там расставили столы, расселись рабочие и руководство. Приветствовали, задавали вопросы, а затем рабочие качали на руках директора «Водосвета», гостей и отличившихся на стройке работников.
2005 год. Трамвай на проспекте Черняховского. Фото Сергея Мартиновича
О том, как был восстановлен и продлен трамвайный путь по проспекту Черняховского после войны, мы еще расскажем.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.