Интересные факты о витебском трамвае рассказала студентка ВГУ во время бесплатной экскурсии
« НазадУже стало доброй традицией во время «Славянского базара» проводить бесплатные экскурсии. В роли экскурсоводов в эти дни пробуют себя студенты исторической специальности ВГУ имени П.М. Машерова.
К примеру, в этом году третьекурсница Диана Маевская предложила жителям и гостям города прогуляться по Витебским Черемушкам – проспекту Фрунзе. Часть экскурсионного маршрута была посвящена трамваю. На основе рассказа Дианы «Витебский курьер news» собрал интересные факты.
Кто такой Пироцкий
Бюст Федора Пироцкого, инженера и изобретателя, появился в Витебске в 1998 году. Федора Аполлоновича считают изобретателем трамвая. После окончания Михайловского артиллерийского училища и Артиллерийской академии он служил на Главном артиллерийском полигоне, где знакомился с работами по применению электричества в военном деле. В свободное от службы время Федор Пироцкий ставил на полигоне серию опытов, в ходе которых ему удалось передать энергию двигателю, расположенному сначала в нескольких десятках, а потом и в сотнях метров от генератора.
В 1880 году на первой электротехнической выставке в Санкт-Петербурге были продемонстрированы опыты передачи электроэнергии по системе Пироцкого. А в прессе появилось сообщение:
в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона.
Для этого опыта был использован вагон, переделанный из вагона конки. Он перевез 40 пассажиров со скоростью около 36 км/ч.
Но появление электрического трамвая было очень невыгодно городским монополистам, владельцам конно-железных дорог, которые всячески препятствовали развитию этого вида транспорта.
В 1898 году Пироцкий скончался, а в его родном Петербурге трамвай появился лишь в 1907 году.
Памятник-трамвай на территории депо
Когда появился трамвай в Витебске
В конце 19 века в Витебскую городскую управу поступило сразу три заявления от желающих развивать трамвай в Витебске. Первым это сделал почетный гражданин Киева Фельдзер. Схожее прошение подал гражданин Франции Фернан Гильон, который предложил проект договора на строительство трамвая сроком на 45 лет. Третье заявление поступило от представителя Бельгийского общества в Брюсселе.
15 ноября 1895 в Витебской городской думе прошло заседание, во время которого состоялось голосование. Победило предложение Фернана Гильона, и уже в феврале следующего года между ним и Витебской управой был заключен договор на строительство в Витебске электрической железной дороги.
Гильон брал на себя обязательство построить трамвай за собственный счет. А в последующем выплачивать деньги в городскую казну. В первое десятилетие с каждого вагона – по 30 рублей, во второе – по 40, в третье – по 50.
Уже к июню 1898 года в нашем городе было построено 4 участка трамвайных линий, общей протяженностью чуть более 6 км. Трамвайных колец предусмотрено не было, на широких улицах прокладывался двойной путь, на узких – одноколейный с разъездами.
В Витебск было доставлено 18 бельгийских моторных вагонов и 15 летних прицепных вагонов.
18 июня (30 июня по новому стилю) 1898 года витебский трамвай был запущен.
Летом движение трамваев начиналось в 7 часов утра, зимой – в 8. Прекращалось в 11 часов вечера. Трамвай ходил каждые 12 – 15 минут. Средняя скорость составляла 13,5 километров в час.
Пассажиры могли садиться в трамвай не только на остановках, но и по пути следования, подав знак вагоновожатому. В вагон не допускались пьяные и неопрятно одетые люди, запрещалось курить и провозить собак. За какое-либо повреждение трамвайного вагона пассажиру могли дать штраф.
Стоимость проезда внутри вагона составляла 5 копеек, на открытых площадках – 3 копейки.
Моторный вагон был рассчитан на 32 пассажирских места (из них 20 сидячих). Прицепной вагон имел 28 мест. Внутри моторные вагоны освещались 5 электрическими лампочками.
Долгое время эта профессия считалась опасной, и кондукторами работали только мужчины. Чаще всего это были бывшие извозчики, которые хорошо были знакомы с правилами дорожного движения и городскими порядками. В обязательном порядке они должны были уметь читать и писать. На работу кондукторы должны были выходить трезвыми, быть вежливыми и предупредительными, иметь
книжки для записывания жалоб пассажиров. Книжки необходимо было ежедневно предъявлять администрации трамвая и как минимум раз в месяц – управе.
Первые женщины в Витебском трамвае появились только в 1914 году после мобилизации и отправки мужчин на фронт. Пионером стала Иоганна Ивановна Кейв.
В своих воспоминаниях она писала:
Работать приходилось в трудных условиях. Вагоны были маленькие с открытыми площадками. Вагоновожатый работал стоя, в зимнее время одет был в тулуп, на площадке возле водителя всегда стояло много пассажиров. Это объяснялось тем, что здесь за проезд брали дешевле.
Главный зал музея трамвая в Витебске
Кондуктор должен был успеть обилетить пассажиров, ему грозил штраф, если контролер находил в вагоне более двух пассажиров без билета.
Кондуктор прицепного вагона, обилечивая пассажиров, стоял на узкой подножке, прикрепленной вдоль вагона. Улицы в Витебске были узкими, потому были случаи, когда кондуктор ударялся о столб или извозчики сбивали кондукторов с подножек.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.