Андрей Геращенко: Наш главный партнёр – Россия, а не Евросоюз. Нельзя ставить знак равенства (интервью)
« НазадДекабрьские переговоры президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина в Москве придали и без того непростым отношениям участников Союзного государства поистине драматическую остроту. В публикациях некоторых мировых, российских и белорусских СМИ, в социальных сетях звучали и продолжают звучать алармистские нотки: Россия, мол, вот-вот поглотит, присоединит Беларусь. Особую истерию в этом направлении проявляет Украина - как на официальным, политическом уровне, так и в многочисленных пропагандистских средствах массовой информации.
Но как обстоят дела на самом деле? Какова будет реакция белорусского общества на новые шаги в «движении навстречу друг другу» России и Беларуси (по выражению пресс-секретаря российского президента Пескова)? Да и какими они будут, эти шаги? Что ждёт Беларусь?
«Политринг» и Дискуссионный клуб «Диалог» предлагают начать открытый обмен мнениями по этой важнейшей теме. К участию приглашаются политики, эксперты, журналисты, лидеры общественного мнения, представляющие весь политический спектр республики.
На этот раз мы побеседовали с председателем Витебского общественного объединения «Русский дом» Андреем Геращенко.
- Какие ожидания от официального Минска в Москве? Ожидают ли «углубленной интеграции» в состав России или же реального построения Союзного государства, каким оно задумывалось 20 лет назад? Или же какие-то другие варианты интеграционных процессов ожидаемы в Кремле? Интересует ваше мнение.
- Я могу говорить только как общественник. Начнём с самого главного, чтобы не ходить вокруг да около. Я родился в Советском Союзе, где РСФСР, как и БССР были субъектами одного государства. Я голосовал на референдуме за сохранение СССР и не вижу ничего, что мешало бы нашему народу (русские, белорусы и украинцы – по сути, один народ) жить в составе единого государства. Совсем недавно мы в нём и находились. А то сегодня у нас некоторые рассуждают об отношениях с Россией, как будто идёт речь об отношениях Германии и Италии. Но это моё мнение и я его высказываю вполне откровенно. И не думаю, что таких, как я, всего 2%. Вместе с тем всё должны решать сами народы и элиты. На референдуме 1995 года белорусы высказались за интеграцию с Россией. Волю народа нужно исполнять. В Великобритании проголосовали за Брексит и выполняют, а у нас пока в основном «разговоры разговаривают». Ну, вероятно, для продвижения интеграции должна быть и чёткая воля элит. С этим пока есть вопросы. Полагаю, что будущее России, Белоруссии и Украины будет совместным и общим – это будет или тесный союз государств, или конфедерация, или единое государство. Время покажет. Этого ожидают в Москве, этого же ожидают и в Белоруссии – меньше, чем в России, но ожидают. А говорить о вхождении в состав России не нужно – никто так вопрос не ставит. Это излюбленная тема наших «незалежных СМИ», которые изо всех сил по команде своих заграничных «фундатарав» пытаются раздувать жупел «страты суверэнитэта».
- Как вы думаете, что произойдет в реальности? Затягивание процесса со стороны Минска в или усиление давления со стороны Москвы? Или наоборот Москва будет затягивать процесс? Какие результаты стоит ожидать, в течение 2019 года? Какая судьба ждет нефтяной грант, льготную цену на газ, льготные условия экспорта белорусского продукции на российский рынок, российские кредиты, российские военные объекты?
Сложно сказать, что будет в реальности – не хочется гадать на кофейной гуще. Думаю, что будет идти непростой процесс согласования взаимных интересов России и Белоруссии. Никто ничего не будет ни форсировать, ни затягивать. Уверен, что наши интересы (белорусские) лежат как на Востоке, так и на Западе. Но наш стратегический союзник, наш главный торговый партнёр – Россия, а не Евросоюз, поэтому нельзя здесь поставить знак равенства. Понятно, что экономические вопросы зависят от политических отношений. Лично я полагаю, что пресловутая «многовекторность» несёт нам больше проблем – мы получаем от «дружбы» с Западом меньше, чем теряем, даже в мелочах демонстрируя свой «характер» России. Безусловно, мы должны защищать свои национальные интересы, в том числе и в спорах с Россией. Это нормальная мировая практика. Но не нужно забывать, что в мире существует ядерное противостояние и мы в этом противостоянии в «одних окопах» с Россией. Ракеты НАТО и США, их танки нацелены на нас. Как же мы можем всерьёз рассуждать о «равенстве векторов отношений». Нам нужно развивать отношения с Россией – от этого зависит стабильная работа наших предприятий, молочки, мясокомбинатов, тот же нефтяной баланс, российские кредиты. Важна открытость и публичность обсуждения. Но явно и то, что, на мой взгляд, МИД Республики Беларусь излишне увлёкся западным вектором, и упустил восточный. Владимир Макей молодец, конечно же, что смог наладить отношения с Европой, но отношения с Россией явно сейчас не на подъёме. А кто за это должен отвечать – один Лукашенко, а Макей – нет?! Полагаю, что для пользы дела тот же Макей вполне мог бы остаться заместителем Министра иностранных дел для работы с западным вектором, а вот в качестве нового Министра нам нужен человек со свежим взглядом на проблему союзных отношений с Россией. Кто конкретно – не знаю. Это прерогатива самого Лукашенко. Думаю, что и российские военные базы только укрепляют нашу независимость – наши бело-красно-белые выступают против них в первую очередь потому, что российское военное присутствие в Белоруссии является надёжной гарантией провала любой попытки цветного переворота по примеру Украины. Российские военные белорусам никак не угрожают – у нас общая система обороны.
- Какие реформы потребуются реализовать Беларуси? Какие слои общества способны стать инициаторами этих реформ или же поддержать их?
- Я не уверен, что нам нужны какие-то там специальные реформы. Сегодня государство функционирует, а его экономическое оздоровление, на мой взгляд, как я уже сказал выше, напрямую связано с укреплением интеграционных связей с Россией. Другое дело, что общественность и в России, и, прежде всего, в Белоруссии, должна более ясно и громко озвучить свою поддержку российско-белорусской интеграции, а не «колебаться вместе с линией партии», что мы сейчас повсеместно и часто наблюдаем. Союзу с Россией альтернативы нет и это надо чётко понимать. Другой вариант – пойти против России, в услужение Западу. Тогда нужно понимать, что нас просто начнут использовать против наших же братьев в России, как это происходит с Украиной. «Наполовину беременными» интеграцией быть нельзя – нужно или уже решаться что-то «рожать», или столкнёмся с проблемой «отторжения плода». Я имею в виду, что давно перезрел вопрос общей Конституции, Парламента, кредитно-денежной системы. Тогда неизбежно решаться и вопросы экономические, что принесёт явную пользу белорусам – работу и зарплату.
- Как далеко продвинется реформа политической системы Республики Беларусь? Видите ли вы возможные изменения в роли и функции президента, парламента, политических и общественных организаций?
- Думаю, что за долгое время белорусской независимости у нас сложилась вполне жизнеспособная форма государственного устройства. Если мы начнём государство шатать – получим тот же бардак, а то и кровь, как на Украине. Ну, «змагарм» это и нужно – авось под шумок удастся создать очередную «Раду патрыётав» и «захапить уладу». Хотя и излишняя централизация всего и вся тоже не всегда на пользу. Возможно, стоит пересмотреть структуру формирования парламента и советов – какую-то часть депутатского корпуса формировать по партийным спискам. Но и тут нужна осторожность. Давайте честно признаемся, что если завтра об этом будет объявлено, то столько «фундатарав» из ЕС и США появится, что бело-красно-белые кандидаты тут же получат неоправданное преимущество в средствах перед обычными кандидатами. Тут и административный ресурс не спасёт. И без того сейчас «Наша Нива», «Народная воля», прочие «незалежныя» постоянно выступают против российско-белорусской интеграции. Не в меру активны в этом направлении и Конопацкая с Анисим. Уверен, что белорусам эти «игры» абсолютно не нужны. Думаю, что нам нужно развивать Союзное государство – переходить к прямым выборам парламентариев в Союзный парламент, как это делается в Европарламенте, двигаться по пути создания союзных партий и общественных объединений, общих профсоюзов, профессиональных, творческих организаций.
- Какие особенности белорусского государственного устройства, общественного уклада, культурной жизни интеграция не затронет?
- Сложно сказать. В той или иной мере и Россия, и Белоруссия обречены идти навстречу. Есть сильные стороны у белорусского государства, есть явные плюсы у российского. Я думаю, что интеграция будет неким компромиссом и балансом между нашими формами государственного устройства и общественной жизни.
- Стоит ли проводить ли президентские выборы досрочно в 2019 году или же в 2020, но предварительно поправив избирательное законодательство в сторону большей «демократизации»? Или же оставить все как есть?
- Никаких предпосылок для переноса сроков выборов лично я не вижу. У власти на это может быть своя логика. Чем чаще выборы, тем большую нестабильность они приносят. У нас другой менталитет – срок правления Лукашенко, Назарбаева или Путина определяется не столько выборами, сколько умением управлять государством. И они демонстрируют определённую успешность. И это не связано только с «диктатурой», как это пытаются подать на Западе. Посмотрите на Киргизию, Армению, и самый яркий пример – Украину. Все эти разговоры про «демократизацию» от лукавого – все же понимают, что это лазейка для попыток извне сменить у нас власть. Яркий пример – Госдеп США фактически потребовал разрешить праздновать бело-красно-белым 25 марта – их «День воли». Лукашенко не разрешил делать это на стадионе, и совершенно прав. К тому же ясно, откуда ноги растут, если так США «беспокоятся» - тоже печеньки готовят, наверное, как на майдане в Киеве. «Несменяемость» лидеру государства ещё нужно заслужить своей работой. Что касается Лукашенко, то в отличие от наших «свядомых» лично меня волнует не вопрос, когда и кто его сменит, а сохранится ли стратегический курс на интеграцию с Россией. А будет ли это при Лукашенко или при Иванове, не столь важно. Поэтому если Лукашенко за интеграцию с Россией, за Союзное государство и его развитие – я проголосую за такого президента, а будет против (что вряд ли), то и президент нужен будет другой, отвечающий желанию белорусов (а не крикливой «свядомай» бело-красно-белой прослойки) быть вместе с Россией и Украиной (не сегодняшней, находящейся под внешним управлением США, а свободной). Мы не Лукашенко должны служить, а нашей общности, нашей цивилизации, нашей большой и общей для белорусов, русских и украинцев Родине. Мы с русскими и украинцами – один народ. Будем вместе, будем жить достойно. Вовлекут нас во взаимную вражду, будет беда. Такая же беда, как сейчас на Донбассе. Вот только многие наши вертикальщики про основное забывают частенько, помня только про «службу президенту».
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.