Андрей Геращенко: Крылья Родины
« НазадАвиация и воздухоплавание в Российской империи.
Во время гражданской войны в США между Севером и Югом активно использовались воздушные шары в военных целях – в первую очередь для разведки и наблюдения за позициями противника. В связи с этим обстоятельством в России в 1866 году по инициативе русского военного инженера, генерала Э.И.Тотлебена была создана комиссия по изучению возможностей применения аэростатов в военных целях. Но дела продвигались медленно. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов аэростаты не использовались, хотя их применение в армиях Европы стало уже обычной практикой.
В конце 1870-х годов в Россию из Австро-Венгрии переехал серб О.Костович. В 1879 году О.Костович стал председателем учреждённого Русского общества воздухоплавания. О.Костович спроектировал проект большого дирижабля, разработал для него арборит (прочную фанеру) и в 1882 году организовал паевое товарищество по постройке воздушного корабля «Россия» объёмом 5 000 м3. К сожалению, проект не набрал нужной суммы и не был завершён, хотя все детали аэростата, и двигатель были изготовлены. К такому же проекту на Западе пришли только через 15 лет – дирижабль изготовил Ф.Цеппелин, который и считается автором изобретения жёстких дирижаблей.
Дирижабль «РОССИЯ» (проект О.С.Костовича)
В декабре 1884 года с целью ликвидировать отставание в области применения военных шаров военный министр П.С.Ванновский издаёт распоряжение по созданию комиссии «по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Как видим, в то время новое встречалось с прежним опытом, а аэростаты, голубиная почта и вышки считались элементами некой единой системы – впрочем, так оно и было при уровне развития техники того времени.
В следующем, 1885 году была сформирована воздухоплавательная команда под руководством выпускника Петербургского инженерного училища поручика А.М.Кованько. Помимо самого офицера в команде состояли 2 унтер-офицера и 20 солдат - нижних чинов Учебной гальванической роты.
В июле 1885 года в России прибыли закупленные за границей два аэростата объёмом по 1 000 м3, получившие имена «Орёл» и «Сокол»
А.М.Кованько добился создания в России производства аэростатов, дирижаблей. Воздушных шаров, разработал несколько уникальных российских проектов и конструкций.
Сразу за Петербургом по Царскоселькой железной дороге появилась платформа Воздухоплавательная. Пассажиры могли наблюдать огромное хранилище, где стояли аэростаты и первый русский дирижабль.
В 1892 году О.Костович разработал бензиновый двигатель для дирижабля, получил привилегию на своё изобретение, но оно также было не реализовано и на 20 лет вообще практически забыто.
Русский авиаконструктор Огнеслав (Игнатий) Костович и его бензиновый двигатель, который был разработан для дирижаблей. Это первый в мире ДВС с электрическим зажиганием.
В годы русско-японской войны Россия использовала на театре военных действий 1-й Сибирский воздухоплавательный батальон, созданный благодаря усилиям А.М.Кованько, уже полковником к этому времени. Пилоты аэростатов вели разведку, корректировали артиллерийский огонь (в том числе и в знаменитом сражении под Мукденом).
К началу Первой мировой войны А.М.Кованько стал генерал-лейтенантом, но прослыл ретроградом – он не верил в перспективы появившихся аэропланов, связывая будущее авиации именно с дирижаблями и аэростатами.
Между тем аэропланы теснили дирижабли, постепенно завоёвывая своё место рядом с исполинами, а затем и вовсе тесня их с лидирующих позиций.
В 1908 году были учреждены первые аэроклубы – в Петербурге и Одессе. В это же время морской офицер Л.Мациевич предложил применять аэропланы в боевых действиях на море, разработал проект авианосца с 25 аэропланами и катапультой, гидросамолёт. Л.Мациевич ездил во Францию перенимать опыт управления аэропланами, но 24 сентября 1910 года разбился во время показательных полётов в Петербурге.
Самым знаменитым лётчиком в дореволюционной России был С.И.Уточкин, совершивший около 150 полётов в 70 городах мира. Уточкин был самоучкой – учился летать сам. В 1911 году по время первого в истории перелёта Петербург-Москва Уточкин потерпел аварию, получил множественные травмы. Это стало закатом его лётной карьеры.
Настоящей легендой русской авиации в годы Первой мировой войны стал четырёхмоторный самолёт «Илья Муромец», созданный И.И.Сикорским. Этот гигант неба того времени наводил страх на позиции австрийцев и немцев, совершал глубокие разведывательные рейды в тыл врага с использованием кино и фотосъёмки, совершал прицельные бомбометания, и, обладая 3-4 пулемётами, практически всегда выходил победителем из воздушного боя один на один.
Во время боёв на территории нынешней Белоруссии русская армия впервые попыталась использовать рейд «Муромцев» в сопровождении одномоторных истребителей. «Сикорский летит!» - разнеслось тревожное сообщение по немецким аэродромам. Навстречу 4 «Ильям Муромцам» вылетели 12 немецких аэропланов-истребителей. Наше сопровождение не имело опыта таких действий, оказалось неэффективным. Каждый «Илья Муромец» был атакован 4 немецкими самолётами. Машина Д.Макшеева уничтожила 3 немецких самолёта, но последний, 4-й, всё же сбил наш гигант, который разломился надвое и рухнул на землю около Бурунов Ошмянского района. Памятником стал единственный уцелевший пропеллер. В 2009 году на добровольные пожертвования белорусы установили новый памятник погибшим лётчикам и сбитому русскому самолёту «Илья Муромец».
Более подробно желающие могут прочесть обо всём этом в статьях А.Грудинкина «Россия: первые шаги в небо» и Алексея Вырского «Затмевающий небо», опубликованных в научно-популярном журнале «Знание-сила» №8 за 2019 год, откуда я и почерпнул сведения.
Авиация в советское время.
После революции одновременно с созданием Красной Армии происходило и формирование военно-воздушных сил Советской России. 2 января 1918 года в составе Наркомата по военным и морским делам под руководством Л.Д.Троцкого была создана Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом Республики. Была поставлена цель для начала сохранить все авиационные школы и части. К концу 1922 года в Красной Армии насчитывалось 83 авиаотряда (из них – 18 морских). На фронтах действовало до 350 самолётов, в том числе дивизион знаменитых аэропланов «Илья Муромец». О красных авиаторах даже сняли фильм в 1968 году – «Служили два товарища». Действия самолётов в Гражданскую войну были теми же, что и во время Первой мировой.
В 1924 году была создана бомбардировочная авиация, началось формирование эскадрилий, состоящих из лёгких или тяжёлых бомбардировщиков. Истерзанная войнами и революциями страна активно развивала самолётостроение. С 1924 по 1932 год количество самолётов выросло в 2,6 раза, но более важным было другое – Советский Союз практически ушёл от импортозависимости – лишь 4% истребителей и 3% бомбардировщиков были закуплены за границей, а остальные – построены в СССР. Для сравнения – в 1924 году 92% истребителей и 100% бомбардировщиков были иностранного производства.
Менялась и структура военного авиапарка – преимущественно развивались истребители и тяжёлые бомбардировщики, в 1936 году поступили на вооружение скоростные бомбардировщики, а год спустя – дальние бомбардировщики.
Важна была и атмосфера в обществе, способствовавшая развитию авиации. Вся страна с замиранием сердца следила за спасательной операцией по эвакуации экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», зажатого льдами Арктики, блестяще проведённой в марте 1934 года.
Лётчики, вывозившие челюскинцев А.Ляпидевский, С.Леваневский, В.Молоков, Н.Каманин, М.Слепнёв, М.Водопьянов, И.Доронин, стали первыми Героями Советского Союза.
18-20 июня 1937 года был осуществлён первый в истории беспересадочный перелёт советских лётчиков В.Чкалова, Г.Байдукова и А.Белякова на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер.
Действующий с 1928 по 1947 год ОСОАВИАХИМ имел широкую сеть аэродромов, где в клубах занимались десятки тысяч юношей и девушек.
О лётчиках тогда писали поэты, о них снимали фильмы, пели песни. Помните, знаменитый стих Янки Купалы, написанный в 1935 году «Хлопчык і лётчык» (мне в детстве этот стих читал мой отец на память):
— Мой мілы таварыш, мой лётчык,
Вазьмі ты з сабою мяне!
Я — ведай — вялікі ўжо хлопчык
I ўмею ўжо лётаць у сне.
Мне мама сягоння казала,
Што стукнула мне ўжо сем год.
Табе гэта, можа, і мала,
А мне ляцець толькі ў палёт.
Мне ўжо надакучыла дома —
У дзіцячы хадзі адно сад.
А так паглядзеў бы, вядома,
На іншы парадак і лад.
Вазьмі ж мяне, лётчык, хачу я
Пабыць у людзях, паглядзець,
Як месяц на небе начуе,
Як блукае ў лесе мядзведзь,
Як свецяцца ночкаю зоры,
А днём не відаць іх чаму,
Як рэчкі ў далёкія моры
Улетку плывуць і ўзіму.
На моры зірнуць хоць раз вокам,
Як ходзяць па іх караблі,
Ляцеці далёка, высока
Ды так пабываць і ў Крамлі...
Вось гэтак у добрым здароўі
Мы будзем ляцець і ляцець.
Вазьмі ж мяне, лётчык, з сабою,
Не будзеш ты клопату мець!
Вскоре пришёл и боевой опыт в Испании, Финляндии, Монголии и Китае.
Во время гражданской войны в Испании советские лётчики впервые столкнулись с немецкими пилотами. Советские «И-16» быстро завоевали господство в небе Испании над немецкими «Хейнкель Не-51», но столкнулись со сложностями при прибытии на фронт новейших самолётов «Мессершмитт Bf.109B». Первый воздушный таран в небе над Мадридом совершил П.Путиков. Всего в Испании в боях участвовало 772 советских лётчика, 160 были истребителями. 35 человек стали Героями Советского Союза. Это опыт пригодился в 1941 году – тогда, сразу после немецкого вторжения, многие участники войны в Испании стали полковниками и даже генералами.
Начиная с октября 1937 года советские лётчики участвуют в боях с японцами в Китае.
Летом 1938 (до 15 сентября 1938 года) шли бои на реке Халхин-Гол. Было сбито 589 японских самолётов, Красная Армия потеряла 207 самолётов.
Во время советско-финской войны было сбито 362 финских самолёта и потерян 261 советский самолёт.
Но самым тяжёлым испытанием для советского народа стала Великая Отечественная война. В первые несколько дней операции «Барбаросса» Люфтваффе уничтожила около 2 000 советских самолётов – в основном прямо на земле, в том числе и новейших образцов. Сказалась как неготовность ВВС с отражению немецких атак, так и то обстоятельство, что к этому времени самолёты «И-15», «И-153» и «И-16», которые совсем недавно, в 1936 году находились на уровне лучших мировых аналогов, быстро старели к 1941 году из-за стремительной гонки вооружений. В Западных округах Красная Армия имела 102 новых истребителя «Як-1», 845 «МиГ-3» и 77 «МиГ-1», которые ещё только осваивались советскими лётчиками. Были проблемы с запчастями, боеприпасами и техническим состоянием новых самолётов в целом. У Люфтваффе было 440 новейших истребителей «Мессершмитт Bf.109F» и значительным количество Мессершмитт Bf.109E».
Самыми массовыми советскими самолётами в годы войны были истребитель «Як-1» и штурмовик «Ил-2». Сразу вспоминается хорошо известная песня В.Высоцкого «Як-истребитель», написанная в 1968 году:
Я - "Як"-истребитель,
Мотор мой звенит,
Небо - моя обитель,
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он - истребитель.
В этом бою мною "юнкерс" сбит,-
Я сделал с ним, что хотел.
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.
Я в прошлом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал,
Но тот, который во мне сидит,
Опять заставляет - в "штопор".
Из бомбардировщика бомба несет
Смерть аэродрому,
А кажется, стабилизатор поет:
"Мир вашему дому!"
Вот сзади заходит ко мне "мессершмитт".
Уйду - я устал от ран,
Но тот, который во мне сидит,
Я вижу - решил на таран!
Что делает он, ведь сейчас будет взрыв!..
Но мне не гореть на песке -
Запреты и скорости все перекрыв,
Я выхожу из пике.
Я - главный, a сзади, ну чтоб я сгорел!-
Где же он, мой ведомый?
Вот он задымился, кивнул и запел:
"Мир вашему дому!"
И тот, который в моем черепке,
Остался один и влип.
Меня в заблуждениье он ввел и в пике -
Прямо из "мертвой петли".
Он рвет на себя, и нагрузки - вдвойне.
Эх, тоже мне летчик-ас!
И снова приходится слушаться мне,
Но это в последний раз.
Я больше не буду покорным, клянусь!
Уж лучше лежать на земле.
Ну что ж он не слышит, как бесится пульс!
Бензин - моя кровь - на нуле.
Терпенью машины бывает предел,
И время его истекло.
Но тот, который во мне сидел,
Вдруг ткнулся лицом в стекло.
Убит! Наконец-то лечу налегке,
Последние силы жгу.
Но... что это, что?! Я в глубоком пике
И выйти никак не могу!
Досадно, что сам я немного успел,
Но пусть повезет другому.
Выходит, и я напоследок спел:
"Мир вашему дому!"
Когда фронт получил самолёты «Як-3» и «Як-9», это привело вначале к паритету с Люфтваффе, а затем и к завоеванию советской авиацией господства в воздухе. Ещё больше в пользу СССР переломили ситуацию поступившие на вооружение самолёты «Як-7», «Ла-5», «Ла-7», «Ил-10», «Пе-2», «Ту-2». Значительную помощь оказали и союзники – по ленд-лизу из США и Великобритании было поставлено 14 126 самолётов.
В Берлинской операции советское командование задействовало около 7 500 самолётов.
В сражениях погибли 27 600 лётчиков и пилотов вспомогательной авиации.
Выдающиеся результаты продемонстрировали наши ассы – Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, сбившие 62 и 59 самолётов соответственно, за что и были трижды удостоены звания Героя Советского Союза. Нельзя не вспомнить и наших женщин, отважно бомбивших на самолётах «По-2» (прозванных позже «кукурузниками» из-за их использования в сельском хозяйстве после войны) немецкие позиции в тёмное время суток. Немцы прозвали наших лётчиц «ночными ведьмами». О военных буднях советских лётчиков в 1973 году был снят прекрасный фильм «В бой идут одни старики».
После войны развернулось противостояние между бывшими союзниками СССР и Варшавским договором и США и блоком НАТО. Гонка вооружений шла полным ходом. Уже 26 апреля 1946 года в воздух поднялись первые советские реактивные самолёты – «Як-15» и «МиГ-9».
Очередной проверка мастерства советских лётчиков и уровня развития боевой авиации стала война в Корее 1950-1953 годов, где наши лётчики, формально выступая под видом военнослужащих Китая, сбили 1 309 самолётов противника. Воевал там и наш асс И.Кожедуб, однажды был сбит и вырван из рук врагов китайскими пехотинцами в жестоком рукопашном бою на нейтральной полосе. И.Кожедуб в основном командовал полётами на земле - советское командование строго-настрого запретило ему подниматься в воздух, но небо манило героя и втайне от начальства прославленный лётчик сбил в Корее не менее 14 самолётов, хотя всё это не афишировалось и было глубоко засекречено.
В 1950-х годах первым советским сверхзвуковым истребителем стал «МиГ-19».
Авиация стремительно развивалась по обе стороны океана. Так прошли 60-е и 70-е годы.
В начале 1980-х началось освоение самолётов четвёртого поколения – истребители «МиГ-29», «МиГ-31», Су-27», штурмовики «Су-27» и самые большие в мире сверхзвуковые стратегические бомбардировщики «Ту-160» (знаменитый «Белый лебедь»). Подлинными шедеврами мировой транспортной авиации стали самолёты «Руслан» («Ан-124») и «Мрия» («Ан-225»), созданная специально для транспортировки советского многоразового космического корабля «Буран». На территории Белоруссии в составе Краснознамённого Белорусского военного округа располагалась 26 воздушная армия.
Значительную роль советская авиация сыграла при переброске наших вооружённых сил в Афганистан для борьбы с бандформированиями в 1979 году и во время всей афганской военной кампании 1979-1989 годов.
Авиация в России и Белоруссии.
К 1991 году ВВС СССР были самыми многочисленными в мире, превосходя авиацию США и КНР. Но в 1991 году случилась геополитическая катастрофа, результатом которой стал распад Советского Союза. ВВС СССР были разделены между 11 образовавшимися на территории СССР новыми государствами.
В современной российской армии ВВС являются родом сил, которые с 2015 года входят в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации и включает в себя дальнюю авиацию, военно-транспортную авиацию, оперативно-тактическую авиацию и армейскую авиацию. В данный момент размер ВВС России уступает только ВВС США.
ВВС России в 2010 году использовали более 3 600 единиц военной техники, а более 830 находилось на хранении. К началу 2017 года доля новой авиационной техники в ВВС России составила 55%.
Чрезвычайно ценный боевой опыт российские лётчики получили во время продолжающейся и сейчас военной кампании в Сирии. Российский лётчик Роман Филипов 3 февраля 2018 года совершил подвиг – он был сбит в Сирии из ПЗРК, спустился на парашюте, на земле отстреливался от окруживших его бандитов и подорвал себя гранатой, когда ничего другого не оставалось, и посмертно был награждён звездой «Героя России».
Авиация проходит постоянную модернизацию. Недавно успешно прошёл все испытания беспилотник, сложно обнаруживаемый радарами – «С-70» («Охотник»).
Белорусская авиация, продолжая славные традиции СССР, также поддерживает высокую боевую готовность, а в союзе с ВВС России способна дать отпор любому потенциальному противнику. 23 мая 1996 года во время тренировочного полёта разбился истребитель белорусских ВВС «Су-27». Пилотировавший его В.Корват погиб, но смог отвести падающий самолёт от населённого пункта, за что был награждён звездой «Героя Беларуси».
Лётчики России и Белоруссии продолжают славные традиции российской и советской авиации, а участие российской авиации в воздушном параде в Минске 3 июля 2019 года в День Республики продемонстрировало всему миру российско-белорусское боевое братство и вселило во всех нас уверенность, что вмешательство извне по сценарию Сербии или Украины с целью совершения в Республике Беларусь государственного переворота или «принуждения к очередной оранжевой революции» просто невозможно – союзная Россия не позволит развязать протии нашей страны военную агрессию и бомбить наши мирные города, как это делали безнаказанно США и их союзники в Сербии и Ираке.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.