Андрей Геращенко: Белая Русь На стыке православия и католицизма. От Полоцкого княжества до Люблинской унии.
« НазадКаждый, кто бывал в Белоруссии, обращал, видимо, внимание на то, что помимо классической православной архитектуры среди православных храмов Белоруссии можно встретить и типичную готику или барокко, которые мы привыкли ассоциировать скорее с католическими культовыми сооружениями Европы. Иногда туристы бывают основательно озадачены, когда типичный издали костёл оказывается на поверку православным храмом. Для Белоруссии же вполне типичными и обычными являются соборы и церкви с двуглавым фасадом, когда к храму примыкают или чаще встраиваются в него две колокольни, а не одна. Такое смешение стилей напрямую связано с историческими событиями, происходившими на территории Белоруссии и тем фактом, что здесь всегда сталкивались интересы православия и католичества. Храмы порой переходили от одной конфессии к другой и обратно, перестраивались, и в итоге возникала причудливая архитектурная храмово-культовая эклектичность. Такие примеры встречаются по всей Белоруссии, но наиболее выражены они в Витебской и Брестской областях.
Белорусские города и деревни интересны и другой особенностью – почти везде присутствуют и церкви, и костёлы. В небольших городах и многих деревнях они практически соседствуют, а в Глубоком (районный центр на западе Витебской области) и вовсе друг напротив друга расположены мало отличающиеся издали костёл и церковь.
Поначалу белорусские земли было сугубо православными. Полоцкое и Туровское княжества, существовавшие на территории современной Белоруссии, начинают упоминаться в конце Х века в качестве удельных княжеств, подчинённых Киеву. Полоцк играл в те времена значительную роль в древнерусской жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что Владимир в борьбе за Киевский престол хотел заручиться поддержкой Полоцка и женится на дочери полоцкого князя Рогволода Рогнеде. Когда же Рогволод ответил отказом, Владимир с новгородскими дружинами разорил Полоцк, убил Рогволода и взял Рогнеду силой. Подчинив Полоцкое княжество и получив великокняжеский престол в Киеве, Владимир покорил часть ятвяжских (литовских земель). В какой-то мере это и стало отправной точкой формирования в зародышевом состоянии будущего литовско-русского государства. Любопытно, что эту обыкновенную русскую феодальную усобицу в Белоруссии многие белорусские историки рассматривают едва ли не как начало борьбы за независимость белорусских земель и их защиту от захватчиков (в данном случае тех же русских в лице новгородских дружин).
Период XI-XII веков характеризовался периодическими феодальными усобицами, в которых Полоцк то выступал самостоятельным центром силы, то поддерживал Киев, то лавировал в качестве союзника других русских городов и между другими региональными центрами сил. Полоцкое княжество также не избежало раздробленности. Принадлежность белорусских земель к русской православной цивилизации в этот период не вызывает никакого сомнения. Главными духовными центрами русской земли были одноимённые величественные Софийские соборы, возведённые в Полоцке, Новгороде и Киеве. Самым мощным городом был Полоцк.
Новый этап в развитии Полоцкого княжества наступил в XIII веке, когда началась экспансия немецких крестоносцев – представителей Тевтонского и Ливонского орденов. Полоцкое княжество распалось на десятки мелких уделов, мало отличающихся от обыкновенных поместий – сильная княжеская центральная власть осталась в прошлом.
При Гедемине в XIV веке большая часть белорусских земель оказалась под властью Литвы. Образовалось Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское. Таким образом, в составе данной федерации оказались помимо литовцев и жемайтов (тоже литовской народности) также и русские (то есть предки нынешних белорусов). Причём последние составляли три четверти населения нового государства. Более того – государственным языком стал русский – у литовцев просто не было своей письменности. Сами литовцы и жемайты массово принимают православие.
Под предлогом христианизации новых земель крестоносцы шли на восток, уничтожая и нещадно грабя всё, что им попадалось на пути. Даже такие сильные государства, как Польское королевство и Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское, в состав которого к этому времени входило большинство белорусских земель, не могли поодиночке противостоять натиску крестоносцев и решили объединить свои силы для отпора германскому вторжению.
Началом активной польской католической экспансии на земли Белой Руси является 1385 год (на Украине эта экспансия началась чуть раньше – с 1349 года, после захвата поляками Галицкой Руси). Великий Князь Литвы и Руси Ягайло дал обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской».
В 1386 году Ягайло заключил династический брак с польской королевой Ядвигой и перешёл из православия в католичество, приняв имя Владислав. Согласно подписанным Ягайло обязательствам он намеревался оказывать полное содействие переводу всех православных и язычников в католичество. По сути, данный династический договор стал отправной точкой для последующей многовековой польской католической этнорелигиозной экспансии.
Вся последующая политика поляков на востоке была направлена на религиозный прозелитизм и колонизацию западнорусских территорий. Подлежащие колонизации территории Украины и Белоруссии поляки называли Кресы Всходни. Это было даже не столько географическое понятие, сколько цивилизационное – некий новый мир за пределами польской короны, который необходимо было преобразовать по польскому подобию.
В 1387 году Ягайло проводит массовое крещение литовцев-язычников по католическому образцу. Для того чтобы способствовать этому процессу, Ягайло издаёт специальную грамоту, которая наделяла дополнительными правами и вольностями представителей дворянства, принявших католицизм. Этих привилегий православная знать была лишена.
В этот же период начинается строительство костёлов и католических монастырей, причём не только в крещённой по католическому образцу Литве, но и в западнорусских землях - Белоруссии и на Украине.
Сохранились свидетельства о мученической смерти двух знатных жителей княжества, которые не пожелали переменить православие на латинство.
Борьбу против Ягайло возглавил сын Кейстута Витовт и православный князь Андрей Полоцкий. В 1392 году Витовт стал великим князем литовским, русским и жемайтским. Польша и Великое княжество Литовское объявлялись союзными государствами. Полякам было запрещено приобретать земли и селиться в Великом княжестве Литовском.
Витовт вёл дело к окончательному разрыву унии и восстановлению самостоятельности Великого княжества Литовского.
В Великом княжестве Литовском католическая знать опасалась потерять те привилегии, которые она приобрела в результате унии. Она добивалась не столько независимости от Польши, как этого хотел Витовт, сколько уравнивания прав с польской шляхтой. На этом противоречии и сыграли Ягайло и польская шляхта.
В 1413 году произошёл съезд феодалов Польши и княжества Литовского. Княжество было представлено католиками. Сорок семь польских феодалов наделили такое же количество своих коллег из княжества своими гербами и приняли их в своё гербовое братство. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты.
С Городельского сейма в Литве постепенно устанавливаются черты польского общественного порядка. В Литве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество.
Значительные изменения произошли в православной архитектуре. При сохранении крестово-купольного строительства всё больше чувствуется влияние готики и ренессанса. Начинают возводиться базилики. Это напрямую связано с теми изменениями, которые начинают происходить на западнорусских землях. Старинные княжеские и боярские роды пока придерживаются православия, но под влиянием господствовавшей католической литовской аристократии всё больше стремятся даже при построении культовых сооружений в своих землях соответствовать новым модным архитектурным европейским традициям.
В 1432 году начинается гражданская война. Именно то грозное время и породило совершенно особенный архитектурный храмовый стиль. Культовые сооружения стали приобретать черты небольших замков и крепостей. По-сути, это и были маленькие крепости замки, выполнявшие одновременно и функцию церквей в относительно мирное время. В этих церквях-крепостях чувствовалось сильное влияние готики и ренессанса.
Католики также активно строили четырёхбашенные и безбашенные костёлы, также имевшие все атрибуты крепостей, испытывающие сильное влияние центральноевропейской архитектуры и положившие основу собственно белорусской готике.
В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена уния церквей восточной и западной.
Предоставляемые русской церкви права, в случае принятия ею унии, должны были служить внешним побуждением к переходу православного духовенства в унию. Но русские не приняли Флорентийской унии.
В 1447 году при Казимире православные феодалы добились окончательного юридического уравнивания своих прав с католиками, хотя на практике неявная дискриминация православных всё равно продолжалась.
Литовское войско в 1500 году на реке Ведроша проигрывает сражение войскам Ивана III в начавшейся русско-литовской войне.
Поводом к войне между Московским и Литовским княжествами было то, что многие князья Восточной Белоруссии стали переходить в подданство единоверному московскому князю. Литва в результате утратила 25 городов и волостей и вынуждена была признать за Иваном III титул «государь Всея Руси», а не только «великий князь Московский», что было важной победой московского великого князя для обоснования в последующем объединения всех русских земель.
В 1558 году Иван Грозный начинает Ливонскую войну, имевшую своей целью обеспечить Руси выход на побережье Балтийского моря. Ливонский орден терпит поражение и признаёт себя вассалом Великого княжества Литовского. Русские войска вступают на территорию ВКЛ. В 1563 году русские войска овладевают Полоцком. Путь на Вильно в Литву открыт. Православные белорусы открыто поддерживают русские войска.
В этих условиях в 1569 году в Люблине был созван общий польско-литовский сейм. Литовские послы подписали унию на польских условиях. Многие современные польские, литовские и даже белорусские историки представляют Люблинскую унию в качестве «равноправного договора народов», хотя на самом деле это был обыкновенный аншлюс – Польша, воспользовавшись трудным положением княжества, навязала ему свою волю. Обе страны окончательно объединялись в единое государство с единым монархом – Речь Посполитую. Польская шляхта стала получать от короля земли на территории Белоруссии и православных русских людей в качестве крепостных. Украина окончательно отошла под власть Польши.
Люблинская уния стала предвестником унии религиозной, усиления польского гнёта и последующих крестьянско-казацких восстаний. К этому времени иезуиты, явившиеся в Польшу и Литву в 1565 году, успели ликвидировать занесённое в Литву из Германии протестантство. После этого иезуиты обратили своё внимание на православных. В этом они встретили полное понимание со стороны польского короля Стефана Батория, также желавшего подорвать влияние «схизматиков».
В ответ на Люблинскую унию во многих городах Белоруссии создаются православные братства.
Люблинская уния открыла путь усилению католической экспансии.
Каждый, кто бывал в Белоруссии, обращал, видимо, внимание на то, что помимо классической православной архитектуры среди православных храмов Белоруссии можно встретить и типичную готику или барокко, которые мы привыкли ассоциировать скорее с католическими культовыми сооружениями Европы. Иногда туристы бывают основательно озадачены, когда типичный издали костёл оказывается на поверку православным храмом. Для Белоруссии же вполне типичными и обычными являются соборы и церкви с двуглавым фасадом, когда к храму примыкают или чаще встраиваются в него две колокольни, а не одна. Такое смешение стилей напрямую связано с историческими событиями, происходившими на территории Белоруссии и тем фактом, что здесь всегда сталкивались интересы православия и католичества. Храмы порой переходили от одной конфессии к другой и обратно, перестраивались, и в итоге возникала причудливая архитектурная храмово-культовая эклектичность. Такие примеры встречаются по всей Белоруссии, но наиболее выражены они в Витебской и Брестской областях.
Белорусские города и деревни интересны и другой особенностью – почти везде присутствуют и церкви, и костёлы. В небольших городах и многих деревнях они практически соседствуют, а в Глубоком (районный центр на западе Витебской области) и вовсе друг напротив друга расположены мало отличающиеся издали костёл и церковь.
Поначалу белорусские земли было сугубо православными. Полоцкое и Туровское княжества, существовавшие на территории современной Белоруссии, начинают упоминаться в конце Х века в качестве удельных княжеств, подчинённых Киеву. Полоцк играл в те времена значительную роль в древнерусской жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что Владимир в борьбе за Киевский престол хотел заручиться поддержкой Полоцка и женится на дочери полоцкого князя Рогволода Рогнеде. Когда же Рогволод ответил отказом, Владимир с новгородскими дружинами разорил Полоцк, убил Рогволода и взял Рогнеду силой. Подчинив Полоцкое княжество и получив великокняжеский престол в Киеве, Владимир покорил часть ятвяжских (литовских земель). В какой-то мере это и стало отправной точкой формирования в зародышевом состоянии будущего литовско-русского государства. Любопытно, что эту обыкновенную русскую феодальную усобицу в Белоруссии многие белорусские историки рассматривают едва ли не как начало борьбы за независимость белорусских земель и их защиту от захватчиков (в данном случае тех же русских в лице новгородских дружин).
Период XI-XII веков характеризовался периодическими феодальными усобицами, в которых Полоцк то выступал самостоятельным центром силы, то поддерживал Киев, то лавировал в качестве союзника других русских городов и между другими региональными центрами сил. Полоцкое княжество также не избежало раздробленности. Принадлежность белорусских земель к русской православной цивилизации в этот период не вызывает никакого сомнения. Главными духовными центрами русской земли были одноимённые величественные Софийские соборы, возведённые в Полоцке, Новгороде и Киеве. Самым мощным городом был Полоцк.
Новый этап в развитии Полоцкого княжества наступил в XIII веке, когда началась экспансия немецких крестоносцев – представителей Тевтонского и Ливонского орденов. Полоцкое княжество распалось на десятки мелких уделов, мало отличающихся от обыкновенных поместий – сильная княжеская центральная власть осталась в прошлом.
При Гедемине в XIV веке большая часть белорусских земель оказалась под властью Литвы. Образовалось Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское. Таким образом, в составе данной федерации оказались помимо литовцев и жемайтов (тоже литовской народности) также и русские (то есть предки нынешних белорусов). Причём последние составляли три четверти населения нового государства. Более того – государственным языком стал русский – у литовцев просто не было своей письменности. Сами литовцы и жемайты массово принимают православие.
Под предлогом христианизации новых земель крестоносцы шли на восток, уничтожая и нещадно грабя всё, что им попадалось на пути. Даже такие сильные государства, как Польское королевство и Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское, в состав которого к этому времени входило большинство белорусских земель, не могли поодиночке противостоять натиску крестоносцев и решили объединить свои силы для отпора германскому вторжению.
Началом активной польской католической экспансии на земли Белой Руси является 1385 год (на Украине эта экспансия началась чуть раньше – с 1349 года, после захвата поляками Галицкой Руси). Великий Князь Литвы и Руси Ягайло дал обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской».
В 1386 году Ягайло заключил династический брак с польской королевой Ядвигой и перешёл из православия в католичество, приняв имя Владислав. Согласно подписанным Ягайло обязательствам он намеревался оказывать полное содействие переводу всех православных и язычников в католичество. По сути, данный династический договор стал отправной точкой для последующей многовековой польской католической этнорелигиозной экспансии.
Вся последующая политика поляков на востоке была направлена на религиозный прозелитизм и колонизацию западнорусских территорий. Подлежащие колонизации территории Украины и Белоруссии поляки называли Кресы Всходни. Это было даже не столько географическое понятие, сколько цивилизационное – некий новый мир за пределами польской короны, который необходимо было преобразовать по польскому подобию.
В 1387 году Ягайло проводит массовое крещение литовцев-язычников по католическому образцу. Для того чтобы способствовать этому процессу, Ягайло издаёт специальную грамоту, которая наделяла дополнительными правами и вольностями представителей дворянства, принявших католицизм. Этих привилегий православная знать была лишена.
В этот же период начинается строительство костёлов и католических монастырей, причём не только в крещённой по католическому образцу Литве, но и в западнорусских землях - Белоруссии и на Украине.
Сохранились свидетельства о мученической смерти двух знатных жителей княжества, которые не пожелали переменить православие на латинство.
Борьбу против Ягайло возглавил сын Кейстута Витовт и православный князь Андрей Полоцкий. В 1392 году Витовт стал великим князем литовским, русским и жемайтским. Польша и Великое княжество Литовское объявлялись союзными государствами. Полякам было запрещено приобретать земли и селиться в Великом княжестве Литовском.
Витовт вёл дело к окончательному разрыву унии и восстановлению самостоятельности Великого княжества Литовского.
В Великом княжестве Литовском католическая знать опасалась потерять те привилегии, которые она приобрела в результате унии. Она добивалась не столько независимости от Польши, как этого хотел Витовт, сколько уравнивания прав с польской шляхтой. На этом противоречии и сыграли Ягайло и польская шляхта.
В 1413 году произошёл съезд феодалов Польши и княжества Литовского. Княжество было представлено католиками. Сорок семь польских феодалов наделили такое же количество своих коллег из княжества своими гербами и приняли их в своё гербовое братство. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты.
С Городельского сейма в Литве постепенно устанавливаются черты польского общественного порядка. В Литве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество.
Значительные изменения произошли в православной архитектуре. При сохранении крестово-купольного строительства всё больше чувствуется влияние готики и ренессанса. Начинают возводиться базилики. Это напрямую связано с теми изменениями, которые начинают происходить на западнорусских землях. Старинные княжеские и боярские роды пока придерживаются православия, но под влиянием господствовавшей католической литовской аристократии всё больше стремятся даже при построении культовых сооружений в своих землях соответствовать новым модным архитектурным европейским традициям.
В 1432 году начинается гражданская война. Именно то грозное время и породило совершенно особенный архитектурный храмовый стиль. Культовые сооружения стали приобретать черты небольших замков и крепостей. По-сути, это и были маленькие крепости замки, выполнявшие одновременно и функцию церквей в относительно мирное время. В этих церквях-крепостях чувствовалось сильное влияние готики и ренессанса.
Католики также активно строили четырёхбашенные и безбашенные костёлы, также имевшие все атрибуты крепостей, испытывающие сильное влияние центральноевропейской архитектуры и положившие основу собственно белорусской готике.
В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена уния церквей восточной и западной.
Предоставляемые русской церкви права, в случае принятия ею унии, должны были служить внешним побуждением к переходу православного духовенства в унию. Но русские не приняли Флорентийской унии.
В 1447 году при Казимире православные феодалы добились окончательного юридического уравнивания своих прав с католиками, хотя на практике неявная дискриминация православных всё равно продолжалась.
Литовское войско в 1500 году на реке Ведроша проигрывает сражение войскам Ивана III в начавшейся русско-литовской войне.
Поводом к войне между Московским и Литовским княжествами было то, что многие князья Восточной Белоруссии стали переходить в подданство единоверному московскому князю. Литва в результате утратила 25 городов и волостей и вынуждена была признать за Иваном III титул «государь Всея Руси», а не только «великий князь Московский», что было важной победой московского великого князя для обоснования в последующем объединения всех русских земель.
В 1558 году Иван Грозный начинает Ливонскую войну, имевшую своей целью обеспечить Руси выход на побережье Балтийского моря. Ливонский орден терпит поражение и признаёт себя вассалом Великого княжества Литовского. Русские войска вступают на территорию ВКЛ. В 1563 году русские войска овладевают Полоцком. Путь на Вильно в Литву открыт. Православные белорусы открыто поддерживают русские войска.
В этих условиях в 1569 году в Люблине был созван общий польско-литовский сейм. Литовские послы подписали унию на польских условиях. Многие современные польские, литовские и даже белорусские историки представляют Люблинскую унию в качестве «равноправного договора народов», хотя на самом деле это был обыкновенный аншлюс – Польша, воспользовавшись трудным положением княжества, навязала ему свою волю. Обе страны окончательно объединялись в единое государство с единым монархом – Речь Посполитую. Польская шляхта стала получать от короля земли на территории Белоруссии и православных русских людей в качестве крепостных. Украина окончательно отошла под власть Польши.
Люблинская уния стала предвестником унии религиозной, усиления польского гнёта и последующих крестьянско-казацких восстаний. К этому времени иезуиты, явившиеся в Польшу и Литву в 1565 году, успели ликвидировать занесённое в Литву из Германии протестантство. После этого иезуиты обратили своё внимание на православных. В этом они встретили полное понимание со стороны польского короля Стефана Батория, также желавшего подорвать влияние «схизматиков».
В ответ на Люблинскую унию во многих городах Белоруссии создаются православные братства.
Люблинская уния открыла путь усилению католической экспансии.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.