Андрей Геращенко: Белая Русь На стыке православия и католицизма. От Полоцкого княжества до Люблинской унии.

« Назад

Андрей Геращенко: Белая Русь На стыке православия и католицизма. От Полоцкого княжества до Люблинской унии. 26.10.2022 13:09

Каждый, кто бывал в Белоруссии, обращал, видимо, внимание на то, что помимо классической православной архитектуры среди православных храмов Белоруссии можно встретить и типичную готику или барокко, которые мы привыкли ассоциировать скорее с католическими культовыми сооружениями Европы. Иногда туристы бывают основательно озадачены, когда типичный издали костёл оказывается на поверку православным храмом. Для Белоруссии же вполне типичными и обычными являются соборы и церкви с двуглавым фасадом, когда к храму примыкают или чаще встраиваются в него две колокольни, а не одна. Такое смешение стилей напрямую связано с историческими событиями, происходившими на территории Белоруссии и тем фактом, что здесь всегда сталкивались интересы православия и католичества. Храмы порой переходили от одной конфессии к другой и обратно, перестраивались, и в итоге возникала причудливая архитектурная храмово-культовая эклектичность. Такие примеры встречаются по всей Белоруссии, но наиболее выражены они в Витебской и Брестской областях.

Белорусские города и деревни интересны и другой особенностью – почти везде присутствуют и церкви, и костёлы. В небольших городах и многих деревнях они практически соседствуют, а в Глубоком (районный центр на западе Витебской области) и вовсе друг напротив друга расположены мало отличающиеся издали костёл и церковь.

Поначалу белорусские земли было сугубо православными. Полоцкое и Туровское княжества, существовавшие на территории современной Белоруссии, начинают упоминаться в конце Х века в качестве удельных княжеств, подчинённых Киеву. Полоцк играл в те времена значительную роль в древнерусской жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что Владимир в борьбе за Киевский престол хотел заручиться поддержкой Полоцка и женится на дочери полоцкого князя Рогволода Рогнеде. Когда же Рогволод ответил отказом, Владимир с новгородскими дружинами разорил Полоцк, убил Рогволода и взял Рогнеду силой. Подчинив Полоцкое княжество и получив великокняжеский престол в Киеве, Владимир покорил часть ятвяжских (литовских земель). В какой-то мере это и стало отправной точкой формирования в зародышевом состоянии будущего литовско-русского государства. Любопытно, что эту обыкновенную русскую феодальную усобицу в Белоруссии многие белорусские историки рассматривают едва ли не как начало борьбы за независимость белорусских земель и их защиту от захватчиков (в данном случае тех же русских в лице новгородских дружин).

Период XI-XII веков характеризовался периодическими феодальными усобицами, в которых Полоцк то выступал самостоятельным центром силы, то поддерживал Киев, то лавировал в качестве союзника других русских городов и между другими региональными центрами сил. Полоцкое княжество также не избежало раздробленности. Принадлежность белорусских земель к русской православной цивилизации в этот период не вызывает никакого сомнения. Главными духовными центрами русской земли были одноимённые величественные Софийские соборы, возведённые в Полоцке, Новгороде и Киеве. Самым мощным городом был Полоцк.

Новый этап в развитии Полоцкого княжества наступил в XIII веке, когда началась экспансия немецких крестоносцев – представителей Тевтонского и Ливонского орденов. Полоцкое княжество распалось на десятки мелких уделов, мало отличающихся от обыкновенных поместий – сильная княжеская центральная власть осталась в прошлом.

При Гедемине в XIV веке большая часть белорусских земель оказалась под властью Литвы. Образовалось Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское. Таким образом, в составе данной федерации оказались помимо литовцев и жемайтов (тоже литовской народности) также и русские (то есть предки нынешних белорусов). Причём последние составляли три четверти населения нового государства. Более того – государственным языком стал русский – у литовцев просто не было своей письменности. Сами литовцы и жемайты массово принимают православие.

Под предлогом христианизации новых земель крестоносцы шли на восток, уничтожая и нещадно грабя всё, что им попадалось на пути. Даже такие сильные государства, как Польское королевство и Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское, в состав которого к этому времени входило большинство белорусских земель, не могли поодиночке противостоять натиску крестоносцев и решили объединить свои силы для отпора германскому вторжению.

Началом активной польской католической экспансии на земли Белой Руси является 1385 год (на Украине эта экспансия началась чуть раньше – с 1349 года, после захвата поляками Галицкой Руси). Великий Князь Литвы и Руси Ягайло дал обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской». 
В 1386 году Ягайло заключил династический брак с польской королевой Ядвигой и перешёл из православия в католичество, приняв имя Владислав. Согласно подписанным Ягайло обязательствам он намеревался оказывать полное содействие переводу всех православных и язычников в католичество. По сути, данный династический договор стал отправной точкой для последующей многовековой польской католической этнорелигиозной экспансии.

Вся последующая политика поляков на востоке была направлена на религиозный прозелитизм и колонизацию западнорусских территорий. Подлежащие колонизации территории Украины и Белоруссии поляки называли Кресы Всходни. Это было даже не столько географическое понятие, сколько цивилизационное – некий новый мир за пределами польской короны, который необходимо было преобразовать по польскому подобию.
В 1387 году Ягайло проводит массовое крещение литовцев-язычников по католическому образцу. Для того чтобы способствовать этому процессу, Ягайло издаёт специальную грамоту, которая наделяла дополнительными правами и вольностями представителей дворянства, принявших католицизм. Этих привилегий православная знать была лишена.

В этот же период начинается строительство костёлов и католических монастырей, причём не только в крещённой по католическому образцу Литве, но и в западнорусских землях - Белоруссии и на Украине. 
Сохранились свидетельства о мученической смерти двух знатных жителей княжества, которые не пожелали переменить православие на латинство.

Борьбу против Ягайло возглавил сын Кейстута Витовт и православный князь Андрей Полоцкий. В 1392 году Витовт стал великим князем литовским, русским и жемайтским. Польша и Великое княжество Литовское объявлялись союзными государствами. Полякам было запрещено приобретать земли и селиться в Великом княжестве Литовском.
Витовт вёл дело к окончательному разрыву унии и восстановлению самостоятельности Великого княжества Литовского.

В Великом княжестве Литовском католическая знать опасалась потерять те привилегии, которые она приобрела в результате унии. Она добивалась не столько независимости от Польши, как этого хотел Витовт, сколько уравнивания прав с польской шляхтой. На этом противоречии и сыграли Ягайло и польская шляхта.

В 1413 году произошёл съезд феодалов Польши и княжества Литовского. Княжество было представлено католиками. Сорок семь польских феодалов наделили такое же количество своих коллег из княжества своими гербами и приняли их в своё гербовое братство. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты.

С Городельского сейма в Литве постепенно устанавливаются черты польского общественного порядка. В Литве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество. 

Значительные изменения произошли в православной архитектуре. При сохранении крестово-купольного строительства всё больше чувствуется влияние готики и ренессанса. Начинают возводиться базилики. Это напрямую связано с теми изменениями, которые начинают происходить на западнорусских землях. Старинные княжеские и боярские роды пока придерживаются православия, но под влиянием господствовавшей католической литовской аристократии всё больше стремятся даже при построении культовых сооружений в своих землях соответствовать новым модным архитектурным европейским традициям.

В 1432 году начинается гражданская война. Именно то грозное время и породило совершенно особенный архитектурный храмовый стиль. Культовые сооружения стали приобретать черты небольших замков и крепостей. По-сути, это и были маленькие крепости замки, выполнявшие одновременно и функцию церквей в относительно мирное время. В этих церквях-крепостях чувствовалось сильное влияние готики и ренессанса. 

Католики также активно строили четырёхбашенные и безбашенные костёлы, также имевшие все атрибуты крепостей, испытывающие сильное влияние центральноевропейской архитектуры и положившие основу собственно белорусской готике.

В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена уния церквей восточной и западной. 
Предоставляемые русской церкви права, в случае принятия ею унии, должны были служить внешним побуждением к переходу православного духовенства в унию. Но русские не приняли Флорентийской унии. 

В 1447 году при Казимире православные феодалы добились окончательного юридического уравнивания своих прав с католиками, хотя на практике неявная дискриминация православных всё равно продолжалась.

Литовское войско в 1500 году на реке Ведроша проигрывает сражение войскам Ивана III в начавшейся русско-литовской войне.

Поводом к войне между Московским и Литовским княжествами было то, что многие князья Восточной Белоруссии стали переходить в подданство единоверному московскому князю. Литва в результате утратила 25 городов и волостей и вынуждена была признать за Иваном III титул «государь Всея Руси», а не только «великий князь Московский», что было важной победой московского великого князя для обоснования в последующем объединения всех русских земель.

В 1558 году Иван Грозный начинает Ливонскую войну, имевшую своей целью обеспечить Руси выход на побережье Балтийского моря. Ливонский орден терпит поражение и признаёт себя вассалом Великого княжества Литовского. Русские войска вступают на территорию ВКЛ. В 1563 году русские войска овладевают Полоцком. Путь на Вильно в Литву открыт. Православные белорусы открыто поддерживают русские войска.

В этих условиях в 1569 году в Люблине был созван общий польско-литовский сейм. Литовские послы подписали унию на польских условиях. Многие современные польские, литовские и даже белорусские историки представляют Люблинскую унию в качестве «равноправного договора народов», хотя на самом деле это был обыкновенный аншлюс – Польша, воспользовавшись трудным положением княжества, навязала ему свою волю. Обе страны окончательно объединялись в единое государство с единым монархом – Речь Посполитую. Польская шляхта стала получать от короля земли на территории Белоруссии и православных русских людей в качестве крепостных. Украина окончательно отошла под власть Польши.

Люблинская уния стала предвестником унии религиозной, усиления польского гнёта и последующих крестьянско-казацких восстаний. К этому времени иезуиты, явившиеся в Польшу и Литву в 1565 году, успели ликвидировать занесённое в Литву из Германии протестантство. После этого иезуиты обратили своё внимание на православных. В этом они встретили полное понимание со стороны польского короля Стефана Батория, также желавшего подорвать влияние «схизматиков».

В ответ на Люблинскую унию во многих городах Белоруссии создаются православные братства.

Люблинская уния открыла путь усилению католической экспансии.

Каждый, кто бывал в Белоруссии, обращал, видимо, внимание на то, что помимо классической православной архитектуры среди православных храмов Белоруссии можно встретить и типичную готику или барокко, которые мы привыкли ассоциировать скорее с католическими культовыми сооружениями Европы. Иногда туристы бывают основательно озадачены, когда типичный издали костёл оказывается на поверку православным храмом. Для Белоруссии же вполне типичными и обычными являются соборы и церкви с двуглавым фасадом, когда к храму примыкают или чаще встраиваются в него две колокольни, а не одна. Такое смешение стилей напрямую связано с историческими событиями, происходившими на территории Белоруссии и тем фактом, что здесь всегда сталкивались интересы православия и католичества. Храмы порой переходили от одной конфессии к другой и обратно, перестраивались, и в итоге возникала причудливая архитектурная храмово-культовая эклектичность. Такие примеры встречаются по всей Белоруссии, но наиболее выражены они в Витебской и Брестской областях.

Белорусские города и деревни интересны и другой особенностью – почти везде присутствуют и церкви, и костёлы. В небольших городах и многих деревнях они практически соседствуют, а в Глубоком (районный центр на западе Витебской области) и вовсе друг напротив друга расположены мало отличающиеся издали костёл и церковь.

Поначалу белорусские земли было сугубо православными. Полоцкое и Туровское княжества, существовавшие на территории современной Белоруссии, начинают упоминаться в конце Х века в качестве удельных княжеств, подчинённых Киеву. Полоцк играл в те времена значительную роль в древнерусской жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что Владимир в борьбе за Киевский престол хотел заручиться поддержкой Полоцка и женится на дочери полоцкого князя Рогволода Рогнеде. Когда же Рогволод ответил отказом, Владимир с новгородскими дружинами разорил Полоцк, убил Рогволода и взял Рогнеду силой. Подчинив Полоцкое княжество и получив великокняжеский престол в Киеве, Владимир покорил часть ятвяжских (литовских земель). В какой-то мере это и стало отправной точкой формирования в зародышевом состоянии будущего литовско-русского государства. Любопытно, что эту обыкновенную русскую феодальную усобицу в Белоруссии многие белорусские историки рассматривают едва ли не как начало борьбы за независимость белорусских земель и их защиту от захватчиков (в данном случае тех же русских в лице новгородских дружин).

Период XI-XII веков характеризовался периодическими феодальными усобицами, в которых Полоцк то выступал самостоятельным центром силы, то поддерживал Киев, то лавировал в качестве союзника других русских городов и между другими региональными центрами сил. Полоцкое княжество также не избежало раздробленности. Принадлежность белорусских земель к русской православной цивилизации в этот период не вызывает никакого сомнения. Главными духовными центрами русской земли были одноимённые величественные Софийские соборы, возведённые в Полоцке, Новгороде и Киеве. Самым мощным городом был Полоцк.

Новый этап в развитии Полоцкого княжества наступил в XIII веке, когда началась экспансия немецких крестоносцев – представителей Тевтонского и Ливонского орденов. Полоцкое княжество распалось на десятки мелких уделов, мало отличающихся от обыкновенных поместий – сильная княжеская центральная власть осталась в прошлом.

При Гедемине в XIV веке большая часть белорусских земель оказалась под властью Литвы. Образовалось Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское. Таким образом, в составе данной федерации оказались помимо литовцев и жемайтов (тоже литовской народности) также и русские (то есть предки нынешних белорусов). Причём последние составляли три четверти населения нового государства. Более того – государственным языком стал русский – у литовцев просто не было своей письменности. Сами литовцы и жемайты массово принимают православие.

Под предлогом христианизации новых земель крестоносцы шли на восток, уничтожая и нещадно грабя всё, что им попадалось на пути. Даже такие сильные государства, как Польское королевство и Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское, в состав которого к этому времени входило большинство белорусских земель, не могли поодиночке противостоять натиску крестоносцев и решили объединить свои силы для отпора германскому вторжению.

Началом активной польской католической экспансии на земли Белой Руси является 1385 год (на Украине эта экспансия началась чуть раньше – с 1349 года, после захвата поляками Галицкой Руси). Великий Князь Литвы и Руси Ягайло дал обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской». 
В 1386 году Ягайло заключил династический брак с польской королевой Ядвигой и перешёл из православия в католичество, приняв имя Владислав. Согласно подписанным Ягайло обязательствам он намеревался оказывать полное содействие переводу всех православных и язычников в католичество. По сути, данный династический договор стал отправной точкой для последующей многовековой польской католической этнорелигиозной экспансии.

Вся последующая политика поляков на востоке была направлена на религиозный прозелитизм и колонизацию западнорусских территорий. Подлежащие колонизации территории Украины и Белоруссии поляки называли Кресы Всходни. Это было даже не столько географическое понятие, сколько цивилизационное – некий новый мир за пределами польской короны, который необходимо было преобразовать по польскому подобию.
В 1387 году Ягайло проводит массовое крещение литовцев-язычников по католическому образцу. Для того чтобы способствовать этому процессу, Ягайло издаёт специальную грамоту, которая наделяла дополнительными правами и вольностями представителей дворянства, принявших католицизм. Этих привилегий православная знать была лишена.

В этот же период начинается строительство костёлов и католических монастырей, причём не только в крещённой по католическому образцу Литве, но и в западнорусских землях - Белоруссии и на Украине. 
Сохранились свидетельства о мученической смерти двух знатных жителей княжества, которые не пожелали переменить православие на латинство.

Борьбу против Ягайло возглавил сын Кейстута Витовт и православный князь Андрей Полоцкий. В 1392 году Витовт стал великим князем литовским, русским и жемайтским. Польша и Великое княжество Литовское объявлялись союзными государствами. Полякам было запрещено приобретать земли и селиться в Великом княжестве Литовском.
Витовт вёл дело к окончательному разрыву унии и восстановлению самостоятельности Великого княжества Литовского.

В Великом княжестве Литовском католическая знать опасалась потерять те привилегии, которые она приобрела в результате унии. Она добивалась не столько независимости от Польши, как этого хотел Витовт, сколько уравнивания прав с польской шляхтой. На этом противоречии и сыграли Ягайло и польская шляхта.

В 1413 году произошёл съезд феодалов Польши и княжества Литовского. Княжество было представлено католиками. Сорок семь польских феодалов наделили такое же количество своих коллег из княжества своими гербами и приняли их в своё гербовое братство. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты.

С Городельского сейма в Литве постепенно устанавливаются черты польского общественного порядка. В Литве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество. 

Значительные изменения произошли в православной архитектуре. При сохранении крестово-купольного строительства всё больше чувствуется влияние готики и ренессанса. Начинают возводиться базилики. Это напрямую связано с теми изменениями, которые начинают происходить на западнорусских землях. Старинные княжеские и боярские роды пока придерживаются православия, но под влиянием господствовавшей католической литовской аристократии всё больше стремятся даже при построении культовых сооружений в своих землях соответствовать новым модным архитектурным европейским традициям.

В 1432 году начинается гражданская война. Именно то грозное время и породило совершенно особенный архитектурный храмовый стиль. Культовые сооружения стали приобретать черты небольших замков и крепостей. По-сути, это и были маленькие крепости замки, выполнявшие одновременно и функцию церквей в относительно мирное время. В этих церквях-крепостях чувствовалось сильное влияние готики и ренессанса. 

Католики также активно строили четырёхбашенные и безбашенные костёлы, также имевшие все атрибуты крепостей, испытывающие сильное влияние центральноевропейской архитектуры и положившие основу собственно белорусской готике.

В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена уния церквей восточной и западной. 
Предоставляемые русской церкви права, в случае принятия ею унии, должны были служить внешним побуждением к переходу православного духовенства в унию. Но русские не приняли Флорентийской унии. 

В 1447 году при Казимире православные феодалы добились окончательного юридического уравнивания своих прав с католиками, хотя на практике неявная дискриминация православных всё равно продолжалась.

Литовское войско в 1500 году на реке Ведроша проигрывает сражение войскам Ивана III в начавшейся русско-литовской войне.

Поводом к войне между Московским и Литовским княжествами было то, что многие князья Восточной Белоруссии стали переходить в подданство единоверному московскому князю. Литва в результате утратила 25 городов и волостей и вынуждена была признать за Иваном III титул «государь Всея Руси», а не только «великий князь Московский», что было важной победой московского великого князя для обоснования в последующем объединения всех русских земель.

В 1558 году Иван Грозный начинает Ливонскую войну, имевшую своей целью обеспечить Руси выход на побережье Балтийского моря. Ливонский орден терпит поражение и признаёт себя вассалом Великого княжества Литовского. Русские войска вступают на территорию ВКЛ. В 1563 году русские войска овладевают Полоцком. Путь на Вильно в Литву открыт. Православные белорусы открыто поддерживают русские войска.

В этих условиях в 1569 году в Люблине был созван общий польско-литовский сейм. Литовские послы подписали унию на польских условиях. Многие современные польские, литовские и даже белорусские историки представляют Люблинскую унию в качестве «равноправного договора народов», хотя на самом деле это был обыкновенный аншлюс – Польша, воспользовавшись трудным положением княжества, навязала ему свою волю. Обе страны окончательно объединялись в единое государство с единым монархом – Речь Посполитую. Польская шляхта стала получать от короля земли на территории Белоруссии и православных русских людей в качестве крепостных. Украина окончательно отошла под власть Польши.

Люблинская уния стала предвестником унии религиозной, усиления польского гнёта и последующих крестьянско-казацких восстаний. К этому времени иезуиты, явившиеся в Польшу и Литву в 1565 году, успели ликвидировать занесённое в Литву из Германии протестантство. После этого иезуиты обратили своё внимание на православных. В этом они встретили полное понимание со стороны польского короля Стефана Батория, также желавшего подорвать влияние «схизматиков».

В ответ на Люблинскую унию во многих городах Белоруссии создаются православные братства.

Люблинская уния открыла путь усилению католической экспансии.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить