Андрей Геращенко: Почему нам нужна виза Союзного государства
Ещё свежи впечатления от прошедшего 14 июня – 15 июля 2018 году чемпионата мира по футболу в России, который посетили более 5 миллионов иностранных болельщиков и туристов. Необходимо отметить и широкую географию проведения турнира – футбольные матчи чемпионата принимали стадионы в городах всей европейской части России – Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород, Волгоград, Казань, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи и Екатеринбург. Только Москва приняла 2,7 миллиона туристов, а Санкт-Петербург был признан самым гостеприимным городом чемпионата мира по футболу 2018 года.
Значительную роль сыграла технология паспорта болельщика, получившая сокращённую международную аббревиатуру FAN ID. Для нас данная тема представляет особый интерес в связи с содержанием статьи, так как имеет прямое отношение к вопросам виз и безвизового пересечения границ.
Паспорт болельщика FAN ID был обязательным требованием для любого человека, который собирался посетить хотя бы один матч чемпионата мира по футболу в России. По внешнему виду это был обычный бейдж с портретом болельщика – такие часто можно видеть на разного рода конференциях, съездах и симпозиумах. Но его отличием является магнитный чип с подробной информацией о владельце, который размещён на тыльной стороне бейджа.
Правда, меня несколько удивил призыв на русском и английском внизу бейджа – «Скажи нет расизму». В России (как и в Белоруссии) расизма никогда и не было, за исключением разве что совсем маргинальных «скинхедов» и пары-тройки случаев хулиганского бросания на поле бананов и обезьяньего «уканья» болельщиков при появлении на поле чернокожих футболистов. Справедливости ради, стоит отметить, что «укали» и бросали бананы не из-за цвета кожи, а из-за плохой игры, стараясь просто побольнее досадить футболисту, не оправдавшему надежд. Эта тема скорее актуальна для Европы и США, но, вероятно, по соображениям пропаганды «политкорректности» и в связи с пожеланиями ФИФА лозунг был помещён на паспорте болельщика, что, с другой стороны, могло вызвать неправильное представление о том, что лозунг актуален именно для России. Скажете – мелочь? Но я тут же вспомнил, как европейские производители прогорели, поставив в Африку партию детского пинания с нарисованными на баночках детьми. Африканцы не хотели покупать питание, так как по африканской традиции на баночках часто рисуют то, из чего произведён продукт – «есть детей» африканцы просто не захотели…
Но, вернёмся к основной теме материала. Болельщик для посещения матча должен был предъявить сам билет на игру и паспорт болельщика. Но это финальная часть его использования – паспорт болельщика, фактически заменив визу, обеспечил его обладателям куда больше привилегий и возможностей.
Помимо того, что паспорт болельщика заменил российскую визу, его обладателям можно было бесплатно ездить на поездах между городами-организаторами и бесплатно пользоваться специальным и общественным транспортам уже в самих городах, где проходили матчи.
Технология паспорта болельщика была впервые использована в России во время зимней олимпиады в Сочи в 2014 году. В 2018 году паспорт болельщика и его юридические аспекты были согласованы с ФИФА.
Использование данной технологии позволило сразу же почти полностью избежать появления на стадионах разного рода хулиганов, агрессивных и привлекаемых ранее к ответственности болельщиков и т.д. Это хоть и не было полной панацеей (я имею в виду проникновение на стадион так называемых «активистов пусси» в финальном матче в Лужниках, но это отдельная тема), но решило проблему хулиганства и насилия на стадионах чемпионата мира в России.
Во избежание очередей и других подобных негативных моментов паспорта болельщиков выдавались через официальный сайт системы fan-id.ru и в Центре выдачи в Москве.
Паспорта болельщика выдавались и доставлялись владельцам бесплатно (стоимость этих операций была изначально включена в стоимость билета на матч). Доставка осуществлялась услугами почты, в визовых центрах VFS Global (в России – в МФЦ в Москве), в Представительствах Россотрудничества (в России – в Центрах выдачи FAN ID. Отмечу, что паспорт болельщика должен был быть у всех – даже у детей и у ВИП-персон. Я, конечно, сомневаюсь, что, к примеру, Эммануэль Макрон или Александр Лукашенко не попали бы на игры без паспорта болельщика, но наверняка получили эти паспорта в качестве сувенира.
Как известно, граждане России и Белоруссии могут посещать территорию соседей по Союзному государству без виз, и на российско-белорусской границе долгое время не было паспортного контроля вовсе.
Ситуация осложнилась после подписания Президентом Белоруссии Александром Лукашенко 9 января 2017 года Указа №8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан», который установил безвизовый порядок въезда и выезда иностранных туристов из 80 стан мира через национальный аэропорт «Минск» на срок не более 5 суток. Эта мера была введена для стимулирования притока туристов и затронула 39 стран Европы (почти весь Евросоюз), США, Японию, Бразилию, Индонезию и ряд других стран. Любопытно, что это коснулось напрямую и не граждан Латвии и Эстонии (в том числе и российских соотечественников, которые теперь могут прилетать без визы на 5 суток в Белоруссию, но не в Россию).
Эта мера, безусловно, стимулировала въездной туризм в Белоруссию. За это время по безвизовой схеме Белоруссию через Национальный аэропорт Минск посетило 120 тыс. туристов, а пассажиропоток аэропорта увеличился на 22%.
Вместе с тем это вызвало определённые опасения в России, что через российско-белорусскую границу на территорию РФ могут попасть с теми или иными целями люди, въехавшие в РБ по безвизовому варианту через минский аэропорт. На границе участились проверки паспортного режима с российской стороны, а при прибытии авиарейсов из Минска у всех стали проверять паспорта, чего не было ранее. На белорусской стороне паспорта не проверяют при прилёте из Москвы, чему я сам был свидетелем.
Несмотря на такую реакцию соседей с 1 января 2018 года Белоруссия увеличила до 10 дней срок безвизового пребывания иностранных граждан в отдельных районах Брестской и Гродненской области, что связано с приграничными поездками граждан Польши и Белоруссии. Рассматривается даже вопрос о продлении безвизового режима до 15 дней, что позволит привлечь иностранцев в белорусские санатории.
Белоруссия предприняла данные меры без согласования с Россией.
Между тем и Россия в апреле 2017 года приняла решение о безвизовом упрощённом порядке посещения Дальнего Востока для граждан 18 стран – Алжира, Бахрейна, Брунея, Индии, Ирана, Катара, КНР, КНДР, Кувейта, Марокко, Мексики, ОАЭ, Омана, Саудовской Аравии, Сингапура, Туниса, Турции и Японии со сроком пребывания до 30 дней. Конечно, это не самый простой путь для незаконного посещения теперь уже Белоруссии, но формально срока в 30 дней вполне достаточно для этой цели.
Результаты были скромнее – данной программой воспользовались чуть более 15 тыс. человек, в том числе 11,2 тыс. китайцев и 3,6 тыс. японцев.
Как видим, Белоруссия и Россия действую в сходных направлениях, но пока, к сожалению, нет должной координации действий в этой сфере.
Тем не менее, есть понимание, что нужно двигаться в этом направлении. Пока заключаются локальные и ограниченные по временному периоду соглашения. Это мы увидели и на примере чемпионата мира по футболу в России 2018 года. 29 мая 2018 года в преддверии чемпионата министры иностранных дел России Сергей Лавров и Белоруссии Владимир Макей подписали важное соглашение, которое позволило болельщикам попасть в Россию через Белоруссию без транзитной визы с 4 июня по 25 июля 2018 года, то есть с запасом до начала самого турнира и после его окончания. Но такой транзит проходил не произвольно, как кому заблагорассудится, а по определённым маршрутам с указанием железнодорожного и автомобильного транспорта. Их было по 3 для каждого вида транспорта, так что несложно все здесь перечислить – дороги М1 (Минск — Москва), Р23 (Киев-Санкт-Петербург), А240 (Гомель-Брянск) для автомобилей и автобусов и железнодорожные участки Витебск-Псков, Минск-Смоленск, Гомель-Брянск.
Любое отклонение от маршрутов считалось нарушением со всеми отсюда вытекающими последствиями. Естественно, что посмотреть попутно и Белоруссию у гостей чемпионата было, прямо скажем, не так много возможностей. Гражданам России, которые ехали на турнир из Калининградской области через Белоруссию, нужно было оформлять шенгенскую визу. Были и отдельные накладки – так, в Литву не впустили некоторых иностранцев, следовавших в Россию транзитом через Белоруссию. Для водителей, перевозящих организованные группы, обязательны были визы и России, и Белоруссии.
Только за первую неделю «белорусским вариантом» воспользовалось 6 тыс. болельщиков. На 15 июля эта цифра достигла уже 33 тысяч, хотя перед самим чемпионатом предполагалось, что общее количество может составить 150 тысяч. Услугами аэропорта воспользовались 11 тысяч человек, а железнодорожным транспортом – 16,7 тысяч болельщиков (в том числе 13,5 тысяч организованных болельщиков из Калининградской области, которые ехали специально организованными поездами Калининград-Москва-Калининград). На автомобильном транспорте белорусско-российскую границу пересекли 4,8 тысяч человек, а пешком (были и такие) – 58 человек. Всего же среди пересёкших таким образом границу было 11 тысяч россиян, 5 тысяч поляков, 1.% тысяч аргентинцев, более тысячи американцев и чуть менее тысячи мексиканцев и бразильцев.
При этом были и негативные моменты, что всегда присутствует при перемещении таких огромных потоков людей через границу. Около 300 обладателей паспортов болельщика, прежде всего из развивающихся стран Африки и Азии, пытались попасть через внешнюю белорусскую границу из России на территорию Евросоюза, но были задержаны белорусскими пограничниками. Как видим, процент весьма низкий, мало влияющий на общую ситуацию – так, за весь 2017 год было задержано около 900 таких нелегалов.
Зеркальная ситуация возникнет в 2019 году, когда с 21 по 30 июня в Минске будут проходить вторые Европейские игры, где в 15 спортивных дисциплинах будут соревноваться спортсмены из 50 стран Европы.
Предварительно предполагается, что будут предприняты аналогичные меры и российско-белорусская граница станет также частично прозрачной для болельщиков уже с российского направления по схеме, апробированной Россией и Белоруссией во время чемпионата мира по футболу 2018 года.
В России также собираются продолжить практику использования технологии паспорта болельщика на других предстоящих международных соревнованиях и турнирах.
Данные меры являются ассиметричными в отношении стран Евросоюза и США – при проведении подобных мероприятий у себя таких послаблений для граждан России и Белоруссии они не делают. Но таковы реалии – западное сообщество давно уже отменило визы в большинстве случаев для стран Евросоюза, США, Австралии, Канады, новой Зеландии, Японии и т.д., что не касается Китая, России, постсоветского пространства и остального мира. Но без таких мер нам сложно развивать внутренний туризм, который имеет немало резервов. Мы, в отличие от Запада, пережив тотальный распад, только начинаем «собирать камни». Очевидно, что «нашей» зоной визового пространства является Союзное государство России и Белоруссии, Евразийский экономический союз, Китай и ряд дружественных стран. Именно в этом направлении нам и предстоит двигаться.
Это уже происходит. Так, уже с 10 августа 2018 года начнёт действовать безвизовый режим между Белоруссией и КНР. Граждане обоих государств смогут находиться на территории друг друга до 30 дней в одной поездке, но не более 90 дней в году. У России с КНР такого соглашения нет, что вызовет некоторые вопросы при пересечении китайцами российско-белорусской границы.
Все данные примеры – и ощутимы успехи в общем подходе к визовой проблеме, и отдельные пока не решённые проблемы и недостатки могут быть решены полностью только при создании единой визовой зоны для России и Белоруссии в рамках Союзного государства. Если уже Евросоюз с десятками разных стран смог выработать шенгенские принципы в выдаче виз, то совершенно логично, что это нужно сделать для Союзного государства, которое всегда было и будет локомотивом интеграции и площадкой для новаторских решений во всех интеграционных вопросах. Эту проблему нельзя решить прямо сейчас, но двигаться к её решению просто необходимо – это сразу снимет многие вопросы. Безусловно, нужна унификация к подходам визовой проблемы как в России, так и в Белоруссии, а также частичное делегирование полномочий в этих вопросах и Белоруссией, и Россией с учетом интересов обоих государств, проблем национальной безопасности и развития туризма в тех или иных регионах. К тому же введение общей визы Союзного государства станет важной мерой по наполнению нашего интеграционного образования реальным содержанием, в том числе и международным юридическим смыслом. В этой части Союзное государство пока отстаёт от Евросоюза и других интеграционных субъектов. В идеале, как мне представляется, соглашение о единой визе Союзного государства хорошо было бы принять ещё до начала вторых Европейских игр в Минске в 2019 году.
Андрей Геращенко, член Общественной Палаты Союзного государства России и Белоруссии
Комментариев пока нет