Андрей Геращенко: 3 июля – День Республики! Кому мешает парад и праздник
3 июля 2018 года прошли уже традиционные массовые гуляния, главный военный парад страны, а финальным аккордом прозвучали праздничные салюты, напомнившие знаменитые залпы Великой Отечественной войны, которые гремели в честь освобождения наших советских городов.
Несмотря на то, что во многих городах лил дождь, в мероприятиях приняли участие сотни тысяч человек по всей Республике Беларусь. Прямой репортаж с парада вели не только белорусские, но и российские телеканалы. Это событие получило широкое освещение в российских СМИ.
Данный праздник, имеющий два равноправных названия – День Независимости и День Республики, отмечается 3 июля с 1995 года. В качестве даты выбран день изгнания фашистов из столицы нашей Родины – Минска, во время проведения масштабной операции «Багратион». Понятно, что разные города освобождались в разные дни, но символично, что именно 3 июля был освобождён главный город страны, а тогда – Белорусской СССР.
Казалось бы, в стране, где в годы войны погиб каждый четвёртый, а то и третий, в стране партизанской борьбы, сожжённых деревень и концлагерей радость и праздник для всех общие – мы гордимся стойкостью наших предков, над нашими городами гордо реют национальные красно-зелёные флаги с белорусским орнаментом, на плакатах и зданиях гордо красуются гербы с колосьями и васильками, а над музеем Великой Отечественной развевается флаг страны-победителя – Советского Союза.
Но не всем, увы, по душе наши ценности, не все разделяют нашу радость. Но одно дело, когда это слышишь из уст разного рода «борцов за свободу», финансируемых из-за рубежа и совсем другое, когда такие вещи начинают говорить представители тех или иных религиозных конфессий. Совсем недавно с серией скандальных выступлений в поддержку 100-летия БНР выступил пресс-секретарь БПЦ Сергей Лепин. У него нашёлся достойный подражатель и на католическом фланге – 4 июля 2018 года, когда вся страна ещё была под впечатлением прошедшего Дня Республики, в «независимой» «Нашей Ниве» появились рассуждения католического священника Вячеслава Барока под претенциозным названием: «Святар»: Я не верю в День Независимости, который празднуется в связи с победой одного преступного режима над другим». Барок явно перещеголял Лепина. Вот лишь пару цитат из его пространных рассуждений, весьма странных для «святара»: «С досадой, но надо сказать, что освобождение от фашизма не принесло Белоруссии свободы. Невозможно промолчать про политические репрессии, голодомор, переселение... Этим явлениям сопутствовали сотни тысяч жертв и несправедливых смертей наших сограждан».
Попутно «святар» беспокоится о судьбах людей, к которым из-за парада не доехали скорые и пожарные машины – подобное, по мнению Барока, «происходило уже не раз», когда приоритет в движении отдавался военным.
Невдомёк господину Бароку, который привык не к фактам, а к «собственному видению», что все экстренные службы заранее готовятся к подобным ситуациям и если сложности и возникают, то из-за пресловутого человеческого фактора – можно подумать, что в другие дни, когда нет парада, все машины скорой помощи и МЧС всегда действуют идеально.
Тут же, в явной связи с Куропатами, в качестве доказательств «преступности советского режима» и подспудного уравнивания СССР и Третьего Рейха вспоминает Барок и Хайсы – деревню под Витебском, где, по его мнению, «лежат останки тысяч людей, которые были убиты НКВД перед войной». Именно их кости, которые показываются из-под земли, и «задают вопросы» устами… Вячеслава Барока.
Обращает на себя внимание «стандартность» критики СССР, а также сваливание в одну кучу совершенно разных событий. Впрочем, под эту общую антисоветскую кальку писались все антисоветские агитки времён «холодной войны». Общее в них – крайнее преувеличение и примитивная шаблонность. Тот же В.Барок договаривается до того, что «от красного режима в Белоруссии погибло не меньше людей, чем от рук фашистов». Да, были репрессии, другие события, но масштаб их несоизмерим с последствиями нацистских преступлений против нашего народа. Вот взял Барок «с потолка» про «ущерб от красного режима», и ладно – и пошла гулять странная, ничем не подкреплённая, высосанная из пальца мысль. Не зря говорил Геббельс – чем масштабнее ложь, тем быстрее в неё поверят.
Тема Хайсов, где ещё совершенно не ясно, кто похоронен, кто и кого расстреливал, а также численность людей в данном захоронении, будет, вероятно, раздуваться вслед за Куропатами. Будет ещё пара-тройка таких мест. Смысл данных действий совершенно понятен – создать некую карту «советских преступлений» - Куропаты, Хайсы и т.д. по списку, чтобы попытаться пересмотреть наше историческое прошлое, обвинив не просто НКВД и Сталина, но и русский народ в геноциде белорусов. Сюда, кстати, прекрасно ложится и лживая концепция того, что именно Москва и НКВД спровоцировали уничтожение белорусского населения фашистами для организации масштабных партизанских действий. Всё это риторика бежавших за границу после освобождения Белорусской ССР недобитых полицаев и приспешников гитлеровцев – подобные доводы про «бандитов-партизан» и «зверства комиссаров» активно использовались ещё немецко-фашистской пропагандой, а потом это всё озвучивали бежавшие в США и на Запад полицаи, пригодившиеся там в годы холодной войны. Старшему поколению всё это прекрасно известно, а вот молодёжь, которая с этим мало знакома («спасибо» официальной белорусской идеологии – об этом давно уже нужно было бы говорить, просто бить в колокола, да увы, похоже, некому пока), часто воспринимает подобные антисоветские агитки за чистую монету и даже более того – за некие «открывающиеся новые правдивые знания о войне и СССР».
Не стоит забывать, что по доносам особо рьяных и «свядомых» НКВД расстреляло немало тех, кто перед войной противился искусственному разобщению русских и белорусов, отстаивая нашу этническую общность. К слову, бело-красно-белые деятели, на словах осуждая НКВД и Сталина, активно пишут доносы в белорусские силовые структуры и сейчас – то георгиевская ленточка не нравится, то флажок российский в кабине автобуса, то педагог, который занимается с детьми военно-патриотическим воспитанием.
Годы репрессий были страшными, особенно для тех, кто от них пострадал, но использовать это в своих пропагандистских целях, плясать на костях замученных и погибших – не самое лучшее занятие. Вспоминая Куропаты и Хайсы, господин Барок, не грех бы вспомнить и концлагерь в Берёзе Картузской, где поляки в 1934 году устроили концентрационный лагерь, через который прошли тысячи людей, а также гибель пленных красноармейцев советско-польской войны 1919-1923 годов – до 80 000 тысяч погибших в польских лагерях и тюрьмах в Барановичах, Волковыске, Вильно, Белостоке и других местах. Что-то не слышно призывов Барока «покаяться» по данному поводу или хотя бы поставить памятные кресты и знаки на месте принявших мученическую смерть, в том числе и значительного числа наших соотечественников-белорусов.
В том же материале Барок, будучи католическим священником, позволяет себя мазать густой чёрной краской православную церковь и, не будучи ни историком, ни следователем, тут же выносит приговор РПЦ «за сотрудничество с КГБ» и предлагает РПЦ «признаться в своих ошибках и неверности Христу». Зато РКЦ (Римско-Католическая церковь) «вне подозрений». Напомнить, господин Барок, про контакты и официальные соглашения Ватикана с режимами Муссолини и Гитлера?! Всё дело в другом – были предатели и в рядах РПЦ, и в рядах РКЦ – «разные люди» везде есть, господин «святар». Вот был ксёндз Юозас Булька, с которым мне повезло общаться лично. Глубокий, высоконравственный человек – на таких держится Добро в этом мире. А вот есть такой «ксёндз» как Вы, Вячеслав?! Что ж мне – теперь по Вам о католиках судить?! Ну, уж нет. Господа, у нас был суд над РПЦ или же РПЦ – ведущая религиозная конфессия?! По-моему – второе. Тогда кто давал право Бароку и «Нашей Ниве» открыто оскорблять большинство белорусов, являющихся православными, утверждать, что РПЦ проявила «неверность Христу». Это никак не разжигает межрелигиозную рознь, и вообще такие высказывания нормальны для «святара»? Вопрос у меня и к католической церкви – это официальная позиция или, так сказать, частное мнение «святара»?!
Антисоветизм Барока зашкаливает, как, впрочем, вместе с тем является традиционным для всей бело-красно-белой публики. Удивляет здесь только то, что в данном случае мы имеем дело с человеком в сутане.
Данная публика традиционно шумливая и пытается выступать от имени всех белорусов. Не исключение и «святар» Барок, который не принимает 3 июля, зато активно поддерживает «правильную дату» 25 марта – день создания БНР, провозглашённой под кайзеровскими штыками. Тогда же в 1918 году придумали и «исторический» бело-красно-белый флаг, который потом развевался на зданиях Минска в годы немецко-фашистской оккупации рядом с портретами Гитлера. Говоря о 25 марта, «святар» Барок нисколько не сомневается в том, что «Сегодня в Белоруссии только чужаки могут не вспоминать этой праздничной даты. Чужаки и люди, у которых украли историю, их веру и достоинство».
Ну, о моральной стороне «высказываний» «святара» мы уже сказали выше. Теперь о «чужаках». Белорусы ценят и хранят память о Великой Отечественной войне, о нашей победе над Фашистской Германией, о нашем советском периоде истории, поэтому и отвергают за редким исключением все эти «взывания святара». Мы строим Союзное государство с Россией, у нас общая история, общее прошлое и общее будущее с Россией. Об этом белорусы чётко высказались на общенациональном референдуме 14 мая 1995 года - 75,1% отвергли бело-красно-белый флаг и «Погоню» и выступили за возвращение исторических красно—зелёного флага с белорусским национальным орнаментом и герба с колосьями и васильками, 83,3% - за интеграцию с Россией и придание русскому языку, родному языку белорусов, статуса государственного. Народ решил, кто «чужак», господин Барок.
3 июля 1944 года – день освобождения столицы нашей Родины – Минска. Эта дата выбрана не случайно, она является очень символичной и значимой. Белоруссия, потерявшая каждого четвёртого, а по некоторым оценкам и каждого третьего жителя, понесла страшные потери от фашисткой оккупации. Концентрационные лагеря, сожжённые деревни, сгоревшие заживо люди. И одновременно – не покорившийся народ, ушедший в леса, изгнавший фашистов с 60% территории страны ещё до прихода Красной Армии. Да – 9 мая 1945 года для нас День Победы, но и 3 июля 1944 года очень важная национальная дата – после освобождения Минска стало ясно, что свобода и независимость обязательно придут и на остальные наши территории. Минск, и это очень символично, был освобождён совместно Красной Армией и белорусскими партизанами. Поэтому это наша общая Победа. В Белоруссии бережно сохраняется всё монументальное наследие о Великой Отечественной войне – мемориалы, музейные комплексы, обычные памятники и захоронения. Уже одно это говорит о том, кого у нас считают победителем в войне с Фашистской Германией.
Это наше прошлое, наша страна, наша историческая память о подвигах дедов и отцов, которые в рядах Красной Армии и партизанских соединений спасли наш народ от фашистской чумы и порабощения. Поэтому история СССР – это история наших семей, нашего народа. Для полицаев же наши победившие предки – «служители преступного режима». Ну и для отдельных современных «святаров» тоже, как выясняется.
Такие, как Барок, хотели бы повернуть всё вспять, но у них ничего не выйдет – слишком дорогую цену заплатил наш народ за свою свободу и освобождение Белоруссии в 1944 году, и победу над нацизмом 9 мая 1945 года. И мы будем проводить парады, небо над городами будут расцвечивать победные праздничные салюты, а вы так и будете «пить каву» 25 марта, обиженно и недовольно релаксируя по поводу того, что Белоруссия не пошла путём Прибалтики и Украины, не позволив растоптать собственную историю.
Комментариев пока нет