Главная / Аналитика Русского дома / Андрей Геращенко. Встреча глав правительств ШОС в Исламабаде

Андрей Геращенко. Встреча глав правительств ШОС в Исламабаде

← Предыдущая Следующая →
0
Андрей Геращенко. Встреча глав правительств ШОС в Исламабаде

16 октября 2024 года в Исламабаде (Пакистан) прошла 23-я встреча глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Основной темой стало наращивание торгово-экономического сотрудничества и, в частности, необходимости устранения препятствий, мешающих взаимодействию в рамках ШОС, создание и отладка механизмов финансирования и реализации совместных проектов: учреждение специального счёта, а также уже давно обсуждаемая перспектива учреждения Банка развития и Фонда развития ШОС.

Для Исламабада встреча глав правительств ШОС стала значимым событием. На время её проведения были объявлены выходные дни, а меры безопасности значительно усилены. Для охраны так называемой «красной зоны», района, где находятся государственные учреждения и где проходили основные мероприятия встречи, были задействованы не только полицейские, но и привлечена армия.

В пакистанскую столицы прибыли главы правительств Белоруссии, России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Монголии (в качестве страны-наблюдателя), Туркмении (страны – почётного гостя встречи). Значительный интерес вызвал и приезд главы МИД Индии – это первый такой визит за последнее десятилетие, что на фоне непростых взаимоотношений Индии и Пакистана еще больше подчёркивает значимость международного саммита.

Белоруссия впервые участвовала во встрече в качестве полноправного члена ШОС. Напомним нашим читателям, что Республика Беларусь стала полноправным членом ШОС 4 июля 2024 года в Астане, став десятой страной этого авторитетного международного образования. Тогда, говоря о вступлении Республики Беларусь в ШОС, белорусский президент Александр Лукашенко сказал следующее: «Это прекрасный подарок белорусскому народу! В ХХI веке необходимо устраивать подлинную и неделимую безопасность! Это должны взять на себя страны глобального большинства, так как самовлюбленный, эгоистичный Запад на такое оказался не способен. Там сегодня нет лидеров, способных принимать ответственные решения самостоятельно».

Комментируя вступление Белоруссии в ШОС, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь Юрий Панфилов отметил: «Вступление Беларуси в Шанхайскую организацию сотрудничества является историческим событием. Прежде всего, это победа и Президента Беларуси, и страны в целом. Для того, чтобы оценить потенциал членства в этой организации нужно знать, что, во-первых, ШОС объединяет государства с населением в общей сложности более чем 3,5 миллиарда человек, и, во-вторых, члены ШОС создают 25 процентов мирового ВВП».

К тому же нужно учитывать, что это позволяет Белоруссии уменьшить последствия для экономики страны от дискриминационных санкций, введённых США и ЕС – договорённости в рамках ШОС позволяют находить и реализовывать альтернативные каналы и схемы международного торгово-экономического сотрудничества.

ШОС возникла после распада СССР в новых геополитических реалиях и постепенно расширялась.

В 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка» - Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В 1996-1997 годах были подписаны соглашения об укреплении доверия в военной области и взаимном сокращении вооружённых сил в приграничных районах данных стран.

В 2001 году к «пятёрке» присоединился Узбекистан, и официально была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). 

В 2017 году членами ШОС стали Индия и Пакистан, в 2023 году – Иран.

Как видим, ШОС является серьёзной международной организацией, объединяющей ведущие мировые державы вне государств коллективного Запада.

Исламабад подготовился к встрече со всей серьёзностью. Открывая на правах хозяина встречу, премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф высказал пожелания использовать её для разработки конкретных планов действий, обмена идеями и особо отметил, что для ШОС нужно не просто наращивать взаимную торговлю, но важно инвестировать в инфраструктурные проекты, «продвигать перспективу объединённой Евразии».

Российский премьер-министр Михаил Мишустин поддержал такую позицию, отметив, что приоритетом должно стать повышение транспортной связанности стран ШОС и выстраивание логистических маршрутов на наиболее эффективных и перспективных направлениях, чтобы повысить там грузопотоки, что отразится на всей экономике, коснулся темы транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг».

Коридор «Восток-Запад» имеет несколько маршрутов, у каждого из которых есть свои плюсы и минусы, а приоритетность того или иного маршрута зависит не только от экономики, но и от политики. Основных маршрута три: Китай-Россия-Европа, Китай-Казахстан-Россия-Европа, Китай-Киргизия-Узбекситан-Туркмения-Европа (варианты с Россией и без неё). В различных вариантах этих маршрутов фигурирует и Белоруссия.

Нужно понимать, что не существует «единственно верного» транспортного коридора, и все они в той или иной мере будут действовать, но совершенно очевидно, что приоритетность того или иного маршрута определяется не только географическими факторами и чисто механическим соотношением времени доставки грузов, но и слаженностью действий государств на пути этого маршрута – благоприятными или не очень таможенными и налоговыми требованиями и т.п., а также общей согласованностью межгосударственной политики в данном вопросе.

Транспортные коридоры Евразия

Трансопртные коридры Евразии

Евроазиатские транспортные коридры

Восток Запад

Маршрут через Казахстан, Россию, а затем Белоруссию и далее в Европу долгое время считался наиболее оптимальным и перспективным. Однако не всё здесь так просто. После начала СВО России на Украине активизировалась санкционная война США, ЕС и коллективного Запада в целом против России и Белоруссии. Эта война была всегда, однако в настоящее время она приобрела беспрецедентный размах. И вопрос даже не в прямом противостоянии США, ЕС с Россией и Белоруссией, а в политике, которую пытается проводить тот же Казахстан – балансировать между тем же коллективным Западом и партнёрами по ШОС – Россией и Китаем.

4 апреля 2022 года помощник президента Казахстана Тимур Сулейманов заявил, что «Казахстан не будет инструментом для обхода санкций США и Евросоюза. Хотя мы и входим в экономический союз с Россией и Белоруссией, мы также являемся частью международного сообщества».

Впрочем, это не помешало Казахстану поначалу наладить параллельный импорт в Россию, что не устраивало американцев. Год спустя, 28 апреля 2023 года госсекретарь США Энтони Блинкен в рамках министерской встречи глав МИД стран Средней Азии в формате С5 + 1 (страны Средней Азии плюс США) провёл переговоры с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым.

Блинкен на встрече с министром иностранных дел Казахстана Мухтаром Тлеуберди обозначил свою позицию следующим образом: «Как вы знаете, Соединенные Штаты решительно поддерживают суверенитет, территориальную целостность и независимость Казахстана. В данный конкретный момент эти слова имеют даже больший резонанс, чем обычно».

Казахстанская пресса при этом отмечала, что граница Казахстана с Россией является самой протяжённой в мире и составляет 7 500 километров.

«Ваш визит особенно важен с точки зрения придания дополнительного импульса построению стратегического сотрудничества. У нас очень хорошие и надежные долгосрочные партнерские отношения в таких стратегически важных областях, как безопасность, энергетика, торговля и инвестиции. Поэтому мы готовы к дальнейшему развитию этого сотрудничества. Пользуясь этой возможностью, я хотел бы выразить нашу признательность за постоянную и твёрдую поддержку Соединенными Штатами нашей независимости, территориальной целостности и суверенитета» - сказал на встрече с Блинкеном президент Казхстана Касым-Жомарт Токаев.

Слова о «постоянной и твёрдой поддержке Соединёнными Штатами» тогда насторожили многих. Из непосредственного окружения Казахстана на его «суверенитет и территориальную целостность» могут «покуситься» разве что Россия или Китай. Однако оба государства являются партнёрами и союзниками Астаны и явно на независимость и территориальную целостность Казахстана не покушаются, поэтому не совсем ясно, в связи с какими внешними угрозами так значима «поддержка США».

Казахстану хорошо было бы помнить, что именно США являются на нашей планете главной угрозой для суверенитета и территориальной целостности любых государств, практикуя на постоянной основе политику смены власти, организации и провоцирования внутренней нестабильности, проведения прямых военных интервенций. Если что и угрожает Казахстану, так это возможная утрата внутренней стабильности в результате подрывных действий тех же американцев с попыткой разыграть ту же карту, что и на Украине – русофобию, притеснения русских и, в итоге, провоцирование войны с Россией.

Вызвала многочисленные вопросы и реакция Казахстана на введённые против России санкции – фактически Казахстан подтвердил, что не будет вводить никаких санкций против России, но и не позволит обходить введённые против России санкции со стороны США и ЕС. Иными словами партнёр России по ШОС, ОДКБ, ЕАЭС фактически присоединился к санкциям США и их сателлитов, признав их юридическую состоятельность. Данная ситуация во многом связана с цифрой в 62 млрд. долларов – такой была цифра американских инвестиций в казахстанскую экономику к моменту визита Блинкена в Астану.

Всё, однако, имеет свою плату. Украина получала и продолжает получать многомиллиардные западные инвестиции. Плата за них – затяжная война с Россией и около миллиона погибших украинцев.

При всём стремлении Казахстана проводить «многовекторную внешнюю политику» реверансы в сторону США со стороны Астаны получились явно избыточными – мне трудно, например, представить, чтобы наш белорусский президент Александр Лукашенко, которого немало критиковали за «многовекторность», произнёс бы подобные слова «признательности» в адрес США, которые давно ведут враждебную политику в отношении Республики Беларусь.

Но помимо слов были и действия. Так, казахстанские банки неожиданно прекратили принимать оплату в рублях, несмотря на действующие договоры. Много шума наделала история с конфискацией в Казахстане китайских беспилотников, направлявшихся в Россию через Киргизию.

Всё это привело к тому, что маршрут «Восток-Запад» через Казахстан начал вызывать сомнения.  «Южный транспортный коридор пройдет с юга Киргизии в Узбекистан, далее — в Туркменистан, в порт Туркменбаши на Каспийском море и направится на север, в Астрахань. Это будет наиболее короткий маршрут для доставки грузов, который поможет обойти препятствия на границе Киргизии с Казахстаном», — заявил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин. Со схожей оценкой выступил доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев: «Решение Астаны не нарушать западные санкции, введенные против России, стало лишь катализатором инициативы создания альтернативного транспортного коридора в обход Казахстана».

Это, конечно же, не говорит о каком-то серьёзном разрушении отношений внутри ШОС, но указывает на то, что ШОС не изолированная организация государств, и на неё, особенно на менее самодостаточные государства, влияет та позиция, которую занимают США и их союзники.

Немало вопросов и по транспортному  коридору «Север-Юг». Членство Ирана в ШОС поможет в реализации новых проектов международной логистики грузоперевозок, в том числе такого важного инфраструктурного проекта, как транспортный коридор «Чабахар». Коридор «Чабахар» должен соединить Индию, Иран, Азербайджан, страны Средней Азии, Россию, Белоруссию, с перспективой присоединения к этому важному транспортному узлу Турции и Евросоюза. СВО на Украине рано или поздно закончится, а перспективы данного логистического пути оцениваются специалистами даже выше, чем уже существующий путь грузоперевозок через Суэцкий канал. Конечно, сейчас международные отношения переживают не лучшие времена и США и зависимый от них ЕС вовсю пытаются размахивать дубинами санкций как в отношении России, Белоруссии, Ирана, так и других стран, но не приходится сомневаться, что со временем экономические доводы возьмут верх. С учётом этого и достраивается железнодорожная ветка Астара-Решт, которая соединит Азербайджан и Иран.

Ранее в этих проектах часто фигурировал иранский порт Бендер-Аббас, но сейчас в большей степени говорят об иранском порте Чабахар, который находится в несколько более выгодном географическом положении, хотя задействованы будут мощности обоих портов.

Несколько лет назад в рамках ШОС было подписано соглашение о создании шести автомобильных маршрутов для обеспечения грузоперевозок в рамках транспортных коридоров, на которых бы действовали многосторонние разрешения для логистики. «К сожалению, на сегодняшний день соглашение не выполняется — призываем коллег урегулировать разногласия и приступить к реализации договоренностей», — обратился Михаил Мишустин к своим коллегам во время встречи в Исламабаде.

В своём выступлении Михаил Мишустин также коснулся темы международных расчётов, что особенно актуально для России в связи с санкциями США и их сателлитов. Российский премьер также говорил о необходимости увеличить долю взаиморасчётов в национальных валютах государств ШОС, необходимости создания инструмента финансового сопровождения деятельности ШОС, открытия специального счёта для этих целей.

Главы правительств ШОС 1

При всей серьёзности стоящих перед ШОС вызовов и проблем организация растёт, усиливается её международный, геополитический и экономический вес. Это выгодно всем странам – членам ШОС. Так, товарооборот России со странами ШОС по итогам 2023 года достиг рекордных 30 трлн. руб., а в первом полугодии 2024-го прибавил еще 5,5% к данным показателям.

Встреча в Исламабаде стала важным шагом в развитии ШОС, во время которой удалось определить пути решения тех вопросов и проблем, о которых мы говорили в данном материале.

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение