Андрей Геращенко: Война памятников, увы, только начинается…
«Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки».
Михаил Булгаков, «Собачье сердце»: слова профессора Преображенского.
3 апреля 2020 года в Праге на площади Интербригад в квартале Дейвице (центре района «Прага-6») рано утром был демонтирован бронзовый памятник маршалу Советского Союза Ивану Коневу – одному из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны, который, командуя войсками 1-го Украинского фронта, руководил операцией по освобождению Праги от немецко-фашистских захватчиков и её спасению от разрушения во время Пражского восстания.
Неравнодушные пражане хотели помешать этому акту вандализма, но площадь была оцеплена полицией, и противникам сноса монумента оставалось лишь с возмущением наблюдать за всем этим из-за спин полицейских.
Памятник Коневу был торжественно открыт 9 мая 1980 года. Авторами памятника были чехословацкие скульпторы Зденек Крыбус (статуя) и Вратислав Ружичка (постамент и памятник в целом).
Незадолго до этого в 2018 году памятник Коневу был отреставрирован и отремонтирован, правда, весьма своеобразно – на нём появились информационные таблички, повествующие о роли Конева в подавлении мятежа в Венгрии в 1956 году, решения Берлинского кризиса 1961 года и разработке планов по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году.
После такой «реконструкции» уже сложно было понять, по прежнему чехи отдают дань уважения маршалу, или же соорудили нечто вроде «позорного столба».
В целом в Чехии нагнетались антироссийские и антисоветские настроения. Достаточно избитой была и аргументация – СССР оккупировал Чехословакию после Великой Отечественной войны, навязал ей социализм, а в 1968 году Советский Союз и вовсе подавил «Пражскую весну» - антикоммунистическую «народную революцию».
Вряд ли приходиться удивляться тому, что в такой атмосфере нагнетания истерии памятник регулярно подвергался нападкам – его обливали красной краской, покрывали постамент провокационными надписями. Понятно, что многих пражан это возмущало, многим было неприятно, что в центре Праги вообще проходят такие вандальские выпады, но слишком многим политикам в Чехии это было выгодно – как и всегда в подобных случаях, когда нужно в очередной раз выслужиться перед новыми хозяевами – теперь уже американцами, в расчёте на получение из Вашингтона очередных «тридцати сребреников» и, что более существенно, «басмы на княжение» из «вашингтонского обкома». По такой незатейливой логике сейчас живёт почти вся Восточная Европа, Украина, республики Прибалтики.
В августе 2019 года памятник облили красной краской в очередной раз и написали на памятной плите «Нет кровавому маршалу! Не забудем».
25 августа чешские общественники частично отмыли памятник от краски, но власти, формально выразив озабоченность, дали понять, что памятник является проблемой для Праги. Попытки нанести ущерб памятнику отмечались и позже, даже когда его скрыли за строительными лесами.
Собственно говоря, местные политики сознательно создавали искусственную картинку «неприятия памятника пражанами», потому что какого либо серьёзного наказания никто из пойманных вандалов не понёс.
По похожему сценарию демонтировался памятник «Бронзовый солдат» в эстонском Таллине 27 апреля 2007 года. Перед этим, 13 февраля 2007 года эстонский парламент принял поправку к законопроекту «Об устранении запрещённых строений», который и стал формальным основанием для переноса монумента. Памятник пытались защитить русские жители Таллина, произошли массовые столкновения с полицией. 28 апреля 2007 года были арестованы лидеры «Ночного дозора» Дмитрий Линтер и Максим Рева, которые были одними из главных организаторов защиты памятника. Позднее я несколько раз встречался с Максимом Ревой в Санкт-Петербурге, где он сейчас живёт и многое услышал от него, что называется, из первых уст. 27 апреля эстонскими националистами по время протестов в Таллине был убит гражданин России Дмитрий Ганин. Убийцы отделались штрафами и были отпущены на свободу.
Тем не менее, эстонские власти всё же проявили к памятнику определённое уважение – его перенесли на Военное кладбище и 8 мая 2007 года провели поминальную церемонию с участием премьер-министра Андруса Ансипа и других руководителей Эстонии, а также дипломатов из различных стран. К памятнику был возложен венок. Со стены за памятником исчез орден Отечественной войны. Но в целом монумент был всё же сохранён, а не безвозвратно демонтирован, как в других подобных случаях.
В 2015 году после государственного переворота на Украине новыми «властями» был принят закон о декоммунизации, предусматривавший помимо всего прочего запрет на использование советской символики, осуждение советского периода в жизни Украины. Данный «закон» также стал формальным основанием для сноса памятников и монументов. Как и везде, этому предшествовали многочисленные факты вандализма, фактически поощряемые властями. В итоге были снесены памятники Ленину, памятники советского периода и в том числе памятники героям Великой Отечественной войны.
Избрание В.Зеленского президентом Украины вместо П.Порошенко никак не повлияло на ситуацию.
В январе 2019 года демонтировали памятник Александру Суворову возле Киевского военного лицея.
В апреле 2019 года в Черниговской области был снесён памятник генералу армии, командующему 1-м Украинским фронтом Николаю Ватутину, который умер от тёжелых ранений, полученных во время боя с бандеровцами из УПА.
Особенную неприязнь киевская хунта, которая во многом основывает свою политику на идеологии бандеровщины, испытывает к маршалу Победы Георгию Жукову. 2 июня 2019 года в Харькове толпа националистически настроенных подростков сбросила с постамента бюст Жукову. 16 июля 2019 года сбросили бюст Жукову в Яготине под Киевом. 4 февраля 2020 года была снята последняя мемориальная доска Жукову в Одессе, прикреплённая на общежитии Одесского национального университета имени Мечникова. 8 января неравнодушные одесситы попытались установить на общежитии новую, только что изготовленную доску, но прибывшие бандеровские боевики помешали этому, разбив и растоптав принесённую доску. Тем не менее, необходимо отдать дань уважения мужественным одесситам, не испугавшимся в атмосфере бандеровского террора заявить о своей гражданской позиции.
В целом за 2015-2018 годы на Украине в рамках «закона о декоммунизации» демонтировали около 2 500 памятников советского периода, из которых 1 500 – памятники Ленину. Были переименованы 52 000 площадей и улиц, 1 000 населенных пунктов. В мае 2018 года об этом радостно сообщил Пётр Порошенко. Деланная радость вполне понятна – других особых достижений на Украине пока нет.
Похожая ситуация и в Польше. Там в 2017 году также были приняты поправки к закону о декоммунизации, согласно которым до 31 марта 2018 года необходимо было устранить все советские и коммунистические памятники, находящиеся вне воинских захоронений. Посол России в Польше Сергей Андреев в интервью газете «Известия» так прокомментировал это решение: «К этой категории отнесены и памятники советским воинам-освободителям. Согласно нынешней польской исторической политике, они страну якобы не освобождали, а оккупировали, и памятники эти символизируют «советское доминирование в Польше в послевоенный период».
В итоге всего за несколько лет в Польше было снесено не менее 427 советских памятников вне мест захоронений.
Угроза сноса витает даже над знаменитым памятником Алёше в Болгарии.
Это не даёт покоя и отдельным особо свядомым (сознательным) и в Белоруссии. В марте 2015 года на памятнике Суворову в парке Кобрина местные «евросторонники» повесили таблички: «Я – русский оккупант! Я участвовал только в захватнических войнах. Я сжигал белорусские села, а их жителей обращал в рабство… Мои руки — в крови ваших предков!». В качестве альтернативы Суворову наши нынешние противники союза с Россией предлагают фигуры Костюшки и Калиновского. При этом целятся в наше единство, в нашу историческую память. Ведь пока одни молодые белорусские ребята с гордостью и честью продолжают носить суворовские погоны в Минском Суворовском училище, другие уже начинают рассуждать о «Суворове-вешателе».
В январе 2020 года активист «Молодого фронта» Ф.Шавров осквернил в Минске памятник Пушкину, выкрасив руки поэта в красный цвет. Он же отметился осквернением памятника погибшим сотрудникам МВД Белоруссии и вынашивал идеи «бросать коктейли Молотова в Дом Москвы в Минске». Но был вовремя задержан белорусскими правоохранительными органами, поведав на допросах много интересного о схемах оплаты подобных «мероприятий».
Это довольно неприглядные примеры, не являющиеся пока нормой в Республике Беларусь, но, чтобы ни у кого не возникало сомнений, к чему ведут дело наши сторонники «евровыбора», приведу их точку зрения на вопросы сохранения исторического наследия, как говорится, из первых уст. Известный своей особой любовью к «белорусизации» всего и вся Олег Трусов, который в проевропейской газете «Народная воля» от 3 марта 2020 года в статье с красноречивым заголовком «Специальным законом нужно отменить большевистские названия улиц» прямо указал на «положительный» опыт Украины»: «До 2014 года советское наследие хорошо чувствовало себя на Украине. Но началось военное столкновение с Россией и, и «ленинопад» мгновенно увлёк за собой и остатки советских названий». В конце статьи Трусов, фактически, сообщил, что такая работа уже начата на государственном и общественном уровне. И это будет только началом – очевидно, что в случае такого массового переименования уйдут в небытие и улицы, названные в честь героев партизанского движения, подполья, Красной Армии. К сожалению, в этой статье Трусов приводит и пример России – либералы в 1990-е в Российской Федерации тоже успели посеять свои ядовитые семена «нового взгляда» на историю.
Казалось бы, наши оппоненты могут потирать руки – где быстрее, где медленнее, но почти повсеместно в Восточной Европе и на бывшем постсоветском пространстве идёт низвержение памятников, посвящённых русской и советской истории, событиям Великой Отечественной и второй мировой войны, переименовываются улицы и города.
Между тем, открыв ящик Пандоры, контролировать его оказалось не так-то и просто.
Во время эпидемии коронавируса в США резко обострились межрасовые проблемы. Несмотря на все заверения о борьбе с расизмом белая и чёрная Америки существуют в параллельных мирах. С одной стороны все богатства сосредоточены у белой элиты, с другой стороны негритянское население давно привыкло требовать всевозможные пособия, подачки и, постоянно апеллируя к временам рабства, погрузилось в пучину преступности и асоциального поведения. Фактически в нынешних США существует сразу два расизма. Первый – белый. Потому что финансовые, научные и политические элиты были и остаются в основном белыми. Чёрным туда путь если и не закрыт полностью, то чрезвычайно сложен. С другой стороны набрал силу чёрный расизм, когда в обычной жизни негры считают вполне обычным и нормальным нападать на белых, громить и грабить магазины и рестораны, требовать себе привилегий. Дошло до того, что негр может требовать преимущественного зачисления на работу или на учёбу только потому, что его кожа чёрного цвета. Естественно, этим недовольна белая Америка – не элита, а те простые рабочие, инженеры, строители, фермеры, руками которых и обеспечивается американское благополучие. Плавильный котёл не смог объединить белых и чёрных – взаимное отчуждение и неприязнь нарастают. Та же ситуация и в Европе, где мигранты не желают интегрироваться и создают параллельные сообщества.
Напряжение выплеснулось наружу после смерти чернокожего Джорджа Флойда при его аресте в США 25 мая 2020 года. Протесты быстро переросли в беспорядки и погромы. Толпы, ядро которых составили афроамериканцы, громят всё вокруг. Власти не знают и не могут или делают вид, что не могут справиться с беспорядками. Все эти лицемерные припадания на колени, призывы к борьбе с расизмом мало на что влияют, потому что и белые, и негры знают, насколько всё это лицемерно. К «угнетённым» сложно испытывать искренние симпатии – в США и Европе негры атакуют белых, причём даже стариков и женщин с детьми. Мне врезалось в память одно видео из Британии, на котором негритянка хватает белую женщину, держащую на руках ребёнка, за волосы и таскает её по траве, молотя кулаками. Ребёнок падает на землю, возможно, получает травмы и испуганно орёт во весь голос. И таких случаев множество – на расистские выходки чёрных власти и СМИ в США и Европе фактически не реагируют. Одновременно игнорируется тот факт, что и Флойд, и другие погибшие при задержании негры нарушали закон. Другое дело, что мне тоже не совсем понятно, зачем было убивать этих людей, а не ограничиться, например, выстрелами по ногам и иными силовыми мерами?! И ответ напрашивается сам собой – и в случае убийства белыми полицейскими чернокожего Флойда, и в случае зверского избиения негритянкой белой женщины с ребёнком власти были беспомощны, а степень ненависти оказалась такой, что она фактически вот-вот готова перерасти в открытое вооружённое противостояние двух рас.
Интересно и другое. Все эти бесчинствующие толпы «протестующих» дружно принялись ломать и портить исторические памятники и монументы – вначале в США, а затем в Европе. И схема похожая – если бандеровцы делают это под крики «коммуняку на гиляку», то в США и Европе – под лозунгами «борьбы с расизмом».
Я не случайно написал выше о том, что памятники Т.Костюшко и К.Калиновскому и т.п. призваны в Белоруссии придти на смену памятникам «коммунистическим».
Между тем во время расовых волнений в США наряду со многими историческими памятниками 31 мая 2020 года было совершено нападение и на памятник Костюшко. Посол Польши в США Петр Вильчек был откровенно растерян и шокирован, написав в своём твиттере следующее: «Я возмущен и шокирован актом вандализма в отношении памятника Тадеушу Костюшко в Вашингтоне, герою, который боролся за независимость Польши и Соединенных Штатов». Это списали на то, что громившие памятник чернокожие и примкнувшие к ним белые люмпены и анархисты «не знали», кому установлен памятник.
Далее последовал каскад ниспровержений и осквернений – в США и Европе досталось всем – и Колумбу, и Черчиллю, и многим другим…
Но куда хуже и показательнее то, что памятник Костюшко осквернили и в Варшаве, где уж наверняка знали, кто это такой. Причём сделали это дважды в начале июня, сославшись на «американский опыт». Вандалы написали на постаменте – «Чёрная жизнь имеет значение. Всё ещё». Кто совершил эти акты вандализма в отношении польского национального героя в Варшаве? Может туда приехали негры из Вашингтона или русские из Москвы? Это сделали сами поляки.
США и Европа столько раз старались впрыснуть нам, да и всему миру яд «оранжевых революций», что даже не заметили, как этот яд попал в них самих. Ящик Пандоры открыт, и бесчинства и варварство расползаются по всему миру, не щадя никого и ничего. И, похоже, создавшие «протестного монстра» американские и европейские элиты уже его почти не контролируют сами. Швондеры уже плохо управляют Шариковыми.
Это очень тревожно и, к сожалению, указывает на то, что война памятников, увы, только начинается… Американские и европейские СМИ так смаковали разрушение советских памятников и монументов, что теперь не знают, как реагировать на такие же бесчинства у себя дома. Вспоминается Древний Рим периода заката и толпы варваров, которые громили всё вокруг, овладев Вечным городом…
Возвращаясь к Коневу и его памятнику, снесённому в Праге, нужно отметить, что в качестве «альтернативы» в чешской столице 3 апреля 2020 года установили памятную доску, посвящённую РОА Власова. Ну, Чехия разная сейчас, разная она была в 1968 году во время попытки «оранжевой революции». Разной она была и во время войны. Об этом не было принято вспоминать, но «из песни слов не выкинешь». К маю 1945 года чехи построили 1 500 самоходок «Хетцер» - немцы использовали эти чешские самоходки в качестве основного средства борьбы с советскими танками. Завод «Шкода» работал на гитлеровцев вплоть до 5 мая 1945 года, а чехи произвели 25% танков, 26% грузовиков и 40% стрелкового оружия для вермахта, внеся свой «посильный вклад» в захватническую политику фашистской Германии.
А в 1968 году СССР и его союзники по Варшавскому договору просто не позволили произвести проамериканский государственный переворот в Чехословакии. Лично я в ответ на демонтаж памятника Коневу установил бы напротив Посольства Чехии в Москве памятник 12 погибшим советским военнослужащим, которые ценой своих жизней сохранили Чехословакию в 1968 году.
Комментариев пока нет