Главная / Аналитика Русского дома / Андрей Геращенко. Трамп, Канада, Гренландия и новая историческая эпоха геополитического реализма. Часть 1

Андрей Геращенко. Трамп, Канада, Гренландия и новая историческая эпоха геополитического реализма. Часть 1

← Предыдущая Следующая →
0
Андрей Геращенко. Трамп, Канада, Гренландия и новая историческая эпоха геополитического реализма. Часть 1

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

Если кратко их суммировать, то, по мнению Трампа, Канада вполне может для своего же блага стать 51 штатом США. То же, по его мнению, было бы логично и для Гренландии, хотя при малости её населения об отдельном штате речи не идёт. Панамский канал, по мнению вновь избранного Президента США, должен перейти в собственность Америки, что гарантирует для США контроль над этой важнейшей водной артерией, соединяющей по кратчайшему пути Тихий и Атлантический океаны и, что важнее, сведёт на нет все попытки КНР мирными экономическими способами хоть как-то влиять на ситуацию в зоне канала.

Всё это не некие заявления в воздух, а вполне чётко озвученный и более чем реальный «бизнес-план» Дональда Трампа, который он без лишней демагогии намерен реализовать за время своего президентства ради того, «чтобы вновь сделать Америку великой». Ну, или, по крайней мере, за свой предстоящий президентский срок вплотную приблизиться к решению этих трёх основных на данном этапе для США проектов. Поговорим о каждом из них в отдельности, а затем кратко коснёмся также темы России, постсоветского пространства и не только – Норвегии и Шпицбергена и других геополитических тем, которые напрямую связаны с вопросами Канады, Гренландии и Панамского канала.
    

Гренландия

Дания, к которой принадлежит достаточно автономная Гренландия, после некоторой растерянности от озвученных Трампом планов, ответила, что «Гренландия не продаётся» и в свойственной современным европейцам манере, решила «ударить автопробегом по бездорожью и разгильдяйству» - впервые за 500 лет внесла изменения в герб страны и увеличила фигуру белого медведя, символизирующего Гренландию. Вероятно, таким образом, Копенгаген попытался напугать Трампа и напомнить о своей независимости.

Поначалу негативно отреагировал и Премьер-министр Гренландии Муте Эгеде, который подтвердил, что остров с 60 тысячами жителей при площади 2 166 086 квадратных километров «не продаётся и никогда не будет продаваться». Это было в декабре. Но сразу после Нового года уже в январе тот же Эгеде сменил риторику и заговорил о независимости Гренландии, ссылаясь на то, что «История и нынешние условия показали, что наше сотрудничество с Королевством Дания не привело к созданию полного равенства».

7 января 2025 года Дональд Трамп – младший, сын Президента США, не дожидаясь даже официального вступления своего отца в должность, отправился «в качестве туриста» на Гренландию. Можно даже не сомневаться, что во время этого «осмотра достопримечательностей» Трамп-младший уже проговорил с Эгеде «дорожную карту» дальнейших действий. События, по всей вероятности, будут происходить по следующему сценарию. Вначале по итогам референдума будет объявлена независимость Гренландии – остров и без того уже слабо контролируется маленькой и не имеющей особого международного веса Данией. Затем Гренландия обратится к Вашингтону с просьбой о включении в состав США. Такое решение будет принято. Помешать этому Дания не в состоянии, как и не в состоянии контролировать остров и обеспечить ему развитие. Это хорошо понимают и в Дании, и в США, и в самой Гренландии. Максимум что может быть – это бессмысленные карикатурные акции вроде «изменения герба», «обращений в ООН и международные суды» и т.д. При этом возьмут в Дании деньги за остров или нет, США заберут Гренландию в любом случае. При этом, имея военные базы на Гренландии, США с лёгкостью не только «защитят выбор гренландцев», но и вполне себе обоснуют всё это юридически «превентивной защитой угрозам национальной безопасности». Мнение стран НАТО и ЕС в данном случае можно не учитывать – поворчат, да и только.

В схожей ситуации Россия вынуждена была уступить США Аляску, которую бы наша страна всё равно не удержала – и до её продажи американцы чувствовали себя там почти как дома и особо не церемонились с «российскими властями». Так что тогда Россия просто сохранила лицо и хотя бы получила какие-то выплаты.


Панамский канал

Взятие под контроль Панамского канала представляется для США ещё более простой задачей. Я даже полагаю, что в США начнут именно с этого. 

Напомним историю канала. Первая попытка его построить была предпринята в конце XIX века французским инженером Фердинандом де Лессепсом (до этого построившим Суэцкий канал). Тогда Панама была колумбийской провинцией, и Колумбия дала добро на проект. Но из-за высокой влажности и смертности рабочих проект обанкротился.

Проектом заинтересовались в США и начали переговоры с Колумбией, ослабленной гражданской войной. Переговоры шли сложно и в США поступили обычным для американцев способом – вместо захвата всей Колумбии захватили её провинцию Панаму – точнее, «поддержали стремление панамцев к независимости и свободе» в 1903 году и навязали созданной при их помощи новой стране Панаме договор, по которому зона канала в 8 километров по обе его стороны оказалась под бессрочным управлением США. В 1913 году по каналу прошло первое судно. Деньги потекли рекой в американский бюджет.

Для Панамы это было откровенным национальным унижением – страна фактически была разделена на две половины. Весь ХХ век панамцы пытались вернуть канал под своё управление. Были массовые протесты, как мирные, так и кровавые – американцы уходить не хотели.

Это произошло лишь в последний день ХХ века – 31 декабря 1999 года, хотя решение о передаче Панаме контроля над каналом именно в последний день уходящего века было принято ещё в 1977 году. Его подписали Президент США Джимми Картер и командующий национальной гвардией Панамы Омар Торрихос. При спуске американского и поднятии панамского флага присутствовал и Картер.

В США это решение многие воспринимали всё это время так же «тепло», как и передачу Крыма Никитой Хрущёвым от России к Украине в советское время.

Эти настроения своих избирателей, а также идя навстречу «озабоченностям американского бизнеса», озвучил Дональд Трамп, назвав решение Картера 1977 года глупым, напомнив, что канал строили американцы и он стоил «много денег и жизней». К тому же, по словам Трампа, в зону канала стали активно входить китайские инвесторы, панамцы требуют «слишком большие деньги» для прохода американских кораблей и это ставит под угрозу свободу перемещения американского торгового и военного флота при том, что через панамский канал проходит до 70% товарооборота Америки.

Не на шутку встревоженный президент Панамы Хосе Рауль Мулино заявил: «Каждый квадратный метр Панамского канала и его окрестностей принадлежит Панаме и будет принадлежать и дальше. Суверенитет и независимость нашей страны не подлежат обсуждению». Дональд Трамп на это в своей соцсети невозмутимо парировал «насчёт этого ещё посмотрим», поместил фото американского флага на фоне канала с надписью «Добро пожаловать в США».

Не приходится сомневаться, что, так как для США канал представляет огромное значение и в экономическом, и в военном отношении, Трамп постарается вернуть зону канала под американский контроль, в том числе с использованием военной силы. Помешать этому ни Панама, ни тот же Китай, ни ООН в целом никак не смогут. Вероятнее всего Панаме будет навязан новый бессрочный договор, передающий зону канала под управление США. Этот договор обеспечит «легитимность международного права», с которым все вынужденно согласятся, иначе американцы всех «несогласных» и «сильно умных» заставят огибать опасный и неспокойный мыс Горн на южной оконечности Южной Америки.

Канада

Присоединение к США Канады в качестве «51-го штата» в этой триаде «первоочередных целей» для «возвращения Америке величия» представляет наиболее масштабную и сложную для США, хотя и вполне решаемую задачу.

По сути, Канада и США мало чем отличаются – то же в массе своей англоязычное население, одни ценности, общее мировоззрение, общие культура, спорт – та же пресловутая НХЛ. К тому же Канада после присоединения Гренландии окажется некой «автономной зоной» внутри Северной Америки, окружённая со всех сторон территориями США – основной частью, Аляской и той же Гренландией.

Ко всему прочему наблюдающееся потепление в северных широтах открывает возможности и для использования морского торгового пути вокруг северной оконечности Канады, пусть хотя бы в течение пары-тройки летних месяцев. Стоит вопрос и добычи ресурсов, полезных ископаемых.

Конечно же Канада, тесно интегрированная во всех вопросах с США, и без того не представляет особых проблем, но ситуация всё же побуждает американские элиты двигаться в сторону ещё более тесной интеграции.

Весомым доводом Дональда Трампа является и тот факт, что сохраняющийся суверенитет Канады и сложившаяся структура торговли между двумя странами приводят к тому, что США ежегодно дотируют Канаду на приличную сумму в 100 миллиардов долларов. По мнению Трампа, многие канадцы хотели бы, чтобы Канада стала частью США. К тому же это якобы обеспечит защиту Канады от внешних угроз в виде «российских и китайских военных кораблей».

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо на это так ответил в соцсети Х: «Нет ни малейшего шанса, что Канада станет частью Соединённых Штатов. Рабочие и местные сообщества в обеих наших странах получают выгоду от того, что мы — крупнейшие партнёры друг друга в торговле и безопасности».

К дискуссии в довольно бесцеремонной манере, желая получить побольше голосов в свою пользу, подключилась республиканка Валентина Гомес, кандидат в Конгресс США от Техаса: «Если Америка захочет, чтобы Канада стала частью США, она станет частью США. Или что ты собираешься с этим делать, мальчик? Помолчи лучше, когда взрослые разговаривают».

Ясной позиции в двух странах по этому вопросу нет и понятно только то, что вхождение Канады в состав США породит серьёзную дискуссию. Но, с учётом того, что США есть что предложить канадцам в экономическом плане и для многих жителей Канады этот вариант может быть вполне привлекательным, вопрос вполне может быть решён. Для США помимо военного, экономического и геополитического интереса существенный плюс и в приросте населения страны 38 миллионами канадцев, близких культурно, этнически и цивилизационно к американцам. Это не криминальные и бегущие от нужды мексиканцы или потоки отчаявшихся беженцев из Латинской Америки.

В случае решения этих трёх вопросов, в особенности присоединения Канады США превратятся не только в самое мощное в военном и экономическом отношении государство нашей планеты, но и в самое большое по территории площадью в 20,7 млн. квадратных километров (8,6 млн. США, 9,9 млн. Канада и 2,2 млн. Гренландия), почти догнав по площади бывший СССР (22,4 млн.) и опередив нынешнюю Россию (17,2 млн.).

Окончание следует

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение