Андрей Геращенко. Тезисы о триединстве русского народа и о настоящем и будущем Русского мира. Часть 1
Согласно сообщению ТАСС от 29 июля 2024 года в Севастополе во время проведения II Всероссийского форума «Русский Мир» его участники выступили с инициативой о внесении в уголовный кодекс России поправки, предусматривающей законодательное признание триединства русского народа – белорусов, малороссов и великороссов и введении уголовного наказания за дискредитацию этого утверждения.
В материале ТАСС приведены выдержки из данных предложений о внесении изменений в законодательство: «Российская Федерация признает исторически сложившееся триединство государствообразующего русского народа. Происходя от древнерусской народности - создателя Древней Руси, обладая собственным путем тысячелетнего духовного, цивилизационного, государственного, культурного и исторического развития, триединый русский народ объединяет в себе великороссов, малороссов и белорусов, являющихся неотъемлемыми его частями. <…> Триединство русского народа является базовой, сформировавшейся за столетия отечественной истории, охраняемой законом традиционной российской духовно-нравственной и культурно-исторической ценностью", - говорится в материалах, касающихся инициативы о новом законе». Также, по информации ТАСС, участники форума предлагали внести изменения в Уголовный кодекс РФ, установив ответственность за дискредитацию триединства русского народа, добавив статью 280.5. В частности, под дискредитацией предлагается понимать распространение заведомо ложной информации о триединстве русского народа или же его публичное отрицание, - и предусмотреть за это штраф до 1,5 млн рублей, исправительные или принудительные работы, либо же лишение свободы на срок до пяти лет. В случае, если эти действия совершены с отягчающими обстоятельствами, например, с использованием служебного положения, в СМИ, а также по мотивам политической, идеологической, расовой или национальной ненависти или вражды, авторы инициативы предлагают взимать штраф в размере от 3 млн до 5 млн рублей и предусмотреть возможность лишения свободы на срок 5-10 лет. Если же действия повлекли тяжкие последствия, то срок лишения свободы предлагается увеличить до 10-15 лет».
Во форуме участвовали «представители федеральных и региональных органов власти, в том числе губернатор Севастополя Михаил Развожаев, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Народного совета ДНР Артем Жога, председатель Народного совета ЛНР Денис Мирошниченко, член комитета Совета федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ольга Ковитиди».
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев предложил создать рабочую группу по проработке законопроекта о триединстве русского народа: «Рабочую группу можно провести на площадке комиссии Государственного совета по культуре и духовно-нравственным ценностям, которую я возглавляю по поручению президента». Участники форума эту идею поддержали.
И… Вполне ожидаемая тишина как в СМИ, так и среди общественности не только на Украине и в Белоруссии, но и в самой России, если не считать радости отдельных общественников, симпатизирующих этой идее и проклятий и возмущений таких же общественников, её категорически не разделяющих.
В моём распоряжении данные документы оказались ещё до самого форума, поэтому я их бегло просмотрел и изначально не предполагал их сколь либо «триумфального шествия среди идей гражданского общества», хотя сама идея не просто правильная – она явно лежит на поверхности и в том или ином виде присутствует сегодня как в союзных отношениях России и Белоруссии, так и в военном противостоянии России с Украиной.
Я не знаю, присутствовали ли и в каком количестве на данном мероприятии белорусы и украинцы, во всяком случае, ни меня, ни моих коллег по российскому соотечественному движению в Белоруссии, насколько я знаю, туда не приглашали, хотя странно говорить о «триединстве белорусов, малороссов и великороссов» без самих «белорусов и малороссов». Вы спросите – причём здесь российские соотечественники Белоруссии? Очень даже «причём»!
Как я уже не раз говорил, что озадачивает и ряд приезжающих в Белоруссию россиян, российские соотечественники в Республике Беларусь и русские организации в частности – это не традиционные для других регионов объединения этнических «великороссов» и выходцев из Российской Федерации. Это, по факту, объединения, преимущественно состоящие из белорусов и граждан Республики Беларусь зачастую во многих поколениях. Я сам – белорус, по отцу, украинец по маме, русский писатель, возглавляющий Координационный совет белорусских общественных организаций. Для меня и моих товарищей сейчас есть три страны – Россия, Беларусь и Украина и есть общее единое Отечество – Большая Россия, включающее помимо Российской Федерации нынешние Республику Беларусь и Украину. Соответственно, наш большой русский народ действительно состоит из трёх частей, каждая из которых имеет свои особенности – русские (великоросы), украинцы (малороссы) и белорусы. Собственно, именно это и объясняет специфику российского соотечественного движения в Республике Беларусь и именно это является стержнем всей нашей деятельности нескольких десятилетий, последовавших после разрушения Советского Союза.
В этой связи я часто привожу слова классика белорусской поэзии Максима Богдановича: «Русских народов три. Все они одного корня, но долгое время жили порознь, и так произошли из них три разных русских народа; у каждого — своё название, своя речь, свои обычаи, свои песни, своя одежда. Один русский народ живёт под Москвой и далее; называется он великорусский. Второй живёт под Киевом и называется украинским. Мы — третий народ русского корня, зовёмся белорусами, и страна наша называется Беларусь. Есть среди нас православные, есть и католики, но народ у нас один, потому что у всех одна речь, одни обычаи, одни песни, одна одежда, один образ жизни».
Именно поэтому данная тема мне не просто близка, но составляет во многом сердцевину моего мировоззрения.
В связи с этим решил тезисно высказать свою точку зрения по данному поводу, остановившись на ряде нюансов и вопросов, связанных с тематикой как триединства русского народа, так и русского мира.
История
Древняя или Киевская Русь до феодальной раздробленности – очевидное общее начало для нынешних России, Беларуси и Украины. В этом смысле соответствует истине то, что Полоцкое княжество для современной Белоруссии, а Киевское для современной Украины являются началом государственности. Так же, как и Новгородское княжество для современной России. Однако при этом все перечисленные русские княжества, как и прочие, не упомянутые, являются основой всей русской государственности и фундаментом русского мира.
После периода монголо-татарского нашествия и феодальной раздробленности на Руси, распада на уделы мощного Полоцкого княжества современные белорусские земли попали в зависимость от молодой, только что объединившейся Литвы, чьи дружины наши предки-князья часто использовали в качестве союзников как против внешней угрозы (прежде всего против крестоносцев и кочевников-ордынцев), так и в межусобной борьбе. Великое княжество Литовское и Русское стало синтезом княжеской языческой Литвы и княжеской православной Белой Руси – объединение происходило как мирным путём династических браков, так и военным в результате походов, стычек и военных переделов границ литовских и русских феодалов. Государственным языком княжества, как и языком большинства его населения был русский язык, который сейчас многие называют старобелорусским.
Средневековье стало ареной соперничества Литовской Руси и Московской Руси за историческое наследство Киевской Руси. Борьба шла с переменным успехом, но постепенно стала склоняться в сторону Москвы, как главного центра собирания древних русских земель. Во многом это было связано с тем, что языческая княжеская элита Литвы приняла католичество и постепенно стала доминировать в княжестве. В итоге возникло противоречие между католической верхушкой ВКЛиР и большинством его православного населения. В Московской Руси такой проблемы не было. Постепенно происходило разделение западной и восточной (московской) Руси.
Верхушка русской православной знати в ВКЛиР стремилась избавиться от засилья литовских католических князей и всё больше смотрела в сторону Москвы. Исход борьбы Литвы и Москвы за белую Русь был предопределён и католическая литовская верхушка (во многом русская по своему происхождению), опасаясь за своё доминирующее положение, пошла на сближение с католической Польшей.
Воспользовавшись ситуацией, Польша присоединила к себе обширные земли современной Украины, а ВКЛиР скукожилось до современных Литвы и Белоруссии.
Именно тогда во многом начались процессы обособления двух западных частей русского народа - белорусов и украинцев. Первые составили костяк оставшихся территорий ВКЛиР, а вторые оказались в пределах польских коронных земель. Две западные части русского народа оказались разделены хоть и не государственными, но всё же административными границами – ВКЛиР хоть и было зависимо от польской короны, но имело большую степень автономии, затем постепенно сошедшую на нет.
В образовавшейся в результате унии Речи Посполитой главенствующее положение занимали поляки, польская шляхта и польская католическая церковь. Католическая верхушка ВКЛиР не имела такого влияния и была зависима от Польши. Русская православная знать постепенно теряла свои права. Наиболее бесправным было русское крестьянство Белой Руси, которое испытывало как классово-имущественное, так и национальной и религиозное притеснение, наступление на свои вековые русские обычаи и русский образ жизни.
Католическая церковь на территории ВКЛиР вела активную, наступательную политику, и, следуя логике правящего польского класса, желающего упрочить унию короны и княжества, стремилась всячески продвигать идеи религиозной унии.
Старая русская православная элита за столетия постепенно ополячивалась, переходила в католичество, потому что этот путь открывал возможности для карьеры, закрепления статуса, сохранения старых и приобретения новых богатств.
Конечно, всё это сопровождалось яростной борьбой белорусов за свою свободу. Столетиями по Малой и Белой Руси прокатывались восстания, а главными союзниками белорусов были запорожские казаки и Русское царство.
Украинский народ частично смог воссоединиться с Россией по итогам Переяславской рады, а у белорусов это получилось лишь почти полтора столетия спустя по итогам трёх разделов Речи Посполитой, когда Белая Русь соединилась с Российской империей и вновь стала свободной.
После долгого перерыва русские, укаринцы и белорусы воссоединились в границах единого государства.
После первой мировой войны и революции белорусы, как и украинцы, оказались вновь разделёнными – западные территории вновь оказались под польской оккупацией. Но в 1939 году в результате освободительного похода Красной Армии наш народа (как и украинский) вновь стал одним целым.
В составе СССР были образованы Украинская и Белорусская ССР. В ХХ веке нам довелось пережить самую кровопролитную войну в истории человечества. Украина и Белая Русь были сожжены и разрушены, но, благодаря помощи всего СССР и прежде всего русского народа БССР и УССР были возрождены буквально из пепла.
В 1991 году распался Советский Союз. Белорусы хотели его сохранить, но события пошли по трагическому пути распада нашей общей Родины.
Были образованы три независимых государства – Россия, Украина и Белоруссия.
Комментариев пока нет