Главная / Аналитика Русского дома / Андрей Геращенко: Союзное государство и внешняя политика России и Белоруссии.

Андрей Геращенко: Союзное государство и внешняя политика России и Белоруссии.

← Предыдущая Следующая →
0
Андрей Геращенко: Союзное государство и внешняя политика России и Белоруссии.

31 марта 2023 года Президентом Владимиром Путиным была утверждена новая Концепция внешней политики Российской Федерации. Она соответствует сложившимся реалиям противостояния России с США и НАТО в целом и целям Москвы по упрочению региональных союзов и международных организаций с соседями по бывшему СССР, государствами Евразии, Африки и Латинской Америки.

Если обратиться к тексту Концепции, то в разделе IV. «Приоритетные направления внешней политики Российской Федерации. Формирование справедливого и устойчивого мироустройства» в пункте 4 сказано, что одним из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации будут усилия по «укреплению потенциала и повышению международной роли межгосударственного объединения БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), РИК (Россия, Индия, Китай) и других межгосударственных объединений и международных организаций, а также механизмов с весомым участием России».

На сайте Министерства иностранных дел Республики Беларусь в качестве приоритетных направлений внешней политики страны сказано, что «Среди них – прежде всего Российская Федерация, стратегическое союзническое взаимодействие с которой строится на основе Договора о создании Союзного государства Беларуси и России. Отношения всепогодного и всестороннего стратегического партнерства развиваются с Китайской Народной Республикой. Последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную и конструктивную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве – Евразийском экономическом союзе, Содружестве Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности. Для укрепления международных позиций Беларуси осуществляется ускоренное оформление полноформатного членства нашей страны в Шанхайской организации сотрудничества. Источник: https://mfa.gov.by/foreign_policy/priorities/ 

Как видим, приоритеты двух стран практически полностью совпадают. Разница лишь в том, что в случае России в приведённой части Концепции отсутствует упоминание Союзного государства. Однако это не означает, что Россия не придаёт ему значение. В подразделе «Международное экономическое сотрудничество и содействие международному развитию» Концепции внешней политики России в пункте 7 прямо говорится, что страна намерена уделять приоритетное направление «поощрению отвечающих интересам России процессов региональной и межрегиональной экономической интеграции, прежде всего в рамках Союзного государства, ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, а также в целях формирования Большого Евразийского партнерства».

Разница тут только в том, что Россия не без оснований стремится избежать скрытых и тем более прямых обвинений в том, что интеграционные объединения, в которых она активно участвует, направлены на «восстановление СССР», причём обвинений не только со стороны США и их сателлитов, но и со стороны ряда, казалось бы, дружественных или нейтральных стран, а в особенности – тех оппозиционных сил, которые при прямом подстрекательстве со стороны США пытаются изменить пророссийский курс их стран на проамериканский, как это уже произошло на Украине, в Молдавии, а теперь такие попытки мы наблюдаем в Армении. То же пытались сделать и во время попытки государственного переворота 2020 года в Республике Беларусь.

Союзное государство в любом случае является локомотивом всей постсоветской интеграции, хотя по факту является не столько международным образованием, сколько прочной и динамично развивающейся в последнее время после долгой стагнации целой системой двусторонних межгосударственных договоров России и Белоруссии. Этому поспособствовали, конечно, попытка госпереворота в Республике Беларусь 2020 года и противостояние России с США, НАТО и подконтрольной им Украины после начала СВО 24 февраля 2022 года. Однако помимо этого тесная степень союзнических отношений и интеграции двух стран основана на единстве языка, истории, общих ценностях, географическом соседстве, а также осознании того, что белорусы и русские являются одним большим народом, о чём говорили в разное время и Александр Лукашенко, и Владимир Путин. Впрочем, это единство ещё не является гарантией не только союзных отношений, но даже элементарного добрососедства, что мы видим на примере Украины, также являющейся одной из частей Русского мира. Следовательно, чтобы это союзничество и добрососедство были, нужно прилагать к этому определённые усилия, что мы и видим на примере России и Белоруссии не только на уровне межгосударственных отношений, но и на уровне гражданского общества двух стран.

Следующий уровень постсоветской интеграции – это ЕАЭС и ОДКБ. В первом случае мы говорим об экономическом союзе, а во втором – о Договоре о коллективной безопасности. Здесь тоже есть некоторая разница в подходах, проявившаяся в «обидах» Армении. 

25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Высшего Экономического совета ЕАЭС, на котором главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении обсудили текущие вопросы объединения. В следующем году ЕАЭС исполнится 10 лет. Отвечая на вопрос о том, каковы перспективы ЕАЭС, белорусский президент Александр Лукашенко дал следующую оценку: «Очень хорошие. Лучше, чем у других объединений. Там больше политики, а здесь больше экономики. То, что надо. А на шампур экономический можно нанизать любые политические вопросы. Мы самые продвинутые. Ни ШОС, ни БРИКС не имеют таких тесных связей, не разговаривают на одном языке, как все мы, без переводчиков. И самое главное, в экономике не имеют этого единого экономического пространства. Мы за десять лет удвоили товарооборот в ЕАЭС. ВВП союза — 2,5 триллиона долларов. Что нам еще надо?.. В условиях формирования новой высококонкурентной геополитической среды итогом реализации всех планов хотелось бы видеть Евразийский экономический союз если не к 2030 му, то к 2045 году точно одним из основных, глобальных полюсов экономического притяжения».

Касаясь темы ОДКБ, нужно отметить, что Армения после силового решения Азербайджаном вопроса Нагорного Карабаха демонстрирует отстранённость от данного объединения, обвиняя Россию и других партнёров по ОДКБ в том, что Армения не получила должной помощи в данном конфликте. Между тем Армения сама не признала Нагорный Карабах и не выступила на его защиту. Теперь же, уповая на поддержку США и Запада, Никол Пашинян старается переложить ответственность за силовую ликвидацию Нагорного Карабаха Азербайджаном на Россию, стремясь, в том числе, и таким способом остаться у власти. Это дело Армении и я бы не стал драматизировать ситуацию, как это делают у нас многие эксперты и комментаторы. Армения не представляет ни для ОДКБ в целом, ни для России в частности какой-либо большой стратегической ценности. Более того – содержание военной базы в Гюмри обходится России не так уж дешево, а военнослужащие, расквартированные в Армении, даже в большей степени пригодились бы сейчас не в Гюмри, а на фронтах СВО на Украине. Тем не менее, Россия, будучи верной своим союзническим обязательствам, идёт на определённые траты и издержки, что сдерживает Азербайджан, поддерживаемый Турцией, от «окончательного решения армянского вопроса» в части создания силовым путём сухопутного коридора между основной частью Азербайджана и его анклавом в Нахичевани. Об этом стоило бы почаще вспоминать и самому Н.Пашиняну, и сторонникам разворота Армении от России на Запад. Комментируя прохладное отношение Армении к ОДКБ и перспективы её ухода из ЕАЭС, Александр Лукашенко заверил, что этого не будет: «Если Армения хочет умереть экономически, то мы ее можем потерять. Но я не думаю, что армяне глупые люди. Это умные люди. Поэтому нет, я об этом даже не думаю и не беспокоюсь. Я уверен, что Армения никуда не денется. Что она, не видела, как в Афганистане падали люди — за шасси цеплялись». 

Сегодня ОДКБ – важный механизм, позволяющий в правовом поле регулировать возможность поддержки, прежде всего со стороны России, государств-членов и серьёзной гарантией того, что США и его сателлитам не получится так свободно хозяйничать в этих странах, готовя и проводя там смену государственной власти, как это удалось им сделать на Украине, и как это сейчас происходит прямо на наших глазах в Сербии. Тому примеры – ситуации 2020 года в Белоруссии и 2022 года в Казахстане. Для этого, однако, нужна также и воля этих стран и их руководства – Россия в отличие от США не навязывает свою поддержку.

Ситуация конфликта между Арменией и Азербайджаном не проста и в том отношении, что Азербайджан является значимым политическим партнёром как России, так и Белоруссии, и других стран ОДКБ и ЕАЭС. Более того, с фактическим самоустранением Украины, Молдавии и Грузии СНГ стало форматом отношений ЕАЭС и ОДКБ с Азербайджаном, Туркменией и Узбекистаном. Это хоть и менее глубокий, но также чрезвычайно важный для постсоветского пространства и его стабильности формат международных отношений. Именно поэтому днем позже 26 декабря 2023 года в рамках неформального саммита СНГ помимо лидеров ЕАЭС и ОДКБ в Петербурге соберутся главы трех перечисленных стран СНГ, не входящих в более интегрированную пятёрку.

Эти встречи помимо прочего укрепляют позицию России и других стран в рамках других интеграционных образований – тех же ШОС и БРИКС, которые пусть и не обладают такой степенью сплочённости, как постсоветские структуры, но также являются важными механизмами формирования многополярного мира и возможностью противостоять агрессивным и все более непомерным аппетитам США и их союзников. ШОС – это объединение, позволяющее странам СНГ, ЕАЭС и ОДКБ выстраивать без «кураторов из США» взаимоотношения с Китаем и другими важными государствами Евразии, а БРИКС – это если и не альтернатива «большой семёрке», то, во всяком случае, важная международная площадка планетарного уровня, позволяющая обсуждать мировые проблемы опять же без прямых указаний и давления Вашингтона и его союзников.

Несомненно, Союзное государство России и Белоруссии является локомотивом многих интеграционных образований и той площадкой, где в первую очередь обкатываются интеграционные связи. Не все готовы на такую степень интеграции. Достаточно вспомнить эмоциональное заявление президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в мае 2023 года, которое он сделал на встрече глав ЕАЭС: «У нас есть в Евразийском экономическом союзе Союзное государство, то есть в мировой политической истории создан уникальный прецедент, или феномен, как хотите, — создание государства по формуле «две страны — одно государство» с единым политическим, юридическим, военным, экономическим, валютным, культурным, гуманитарным пространством. С единым союзным правительством, с единым союзным парламентом, — сказал тогда казахский лидер и не сдержался. — Извините, и даже ядерное оружие одно на двоих сейчас». Как подчеркнул  в своём майском выступлении Токаев, есть и «другой уровень интеграции, представленный Казахстаном, Киргизией и Арменией». «Как мы будем работать в таких условиях? Это вопрос концептуальный, нам нужно, я думаю, в том числе и на этом экономическом форуме, обсудить данную проблему».

Таким образом, есть локомотив интеграции, а есть вагоны, которые предпочитают двигаться со своей собственной скоростью.

Впрочем, данные высказывания К.-Ж. Токаева не получили развития и понятно, почему. Россия и Белоруссия на самом деле далеки пока от формулы «две страны – одно государство» и нерешённых вопросов между нами множество. Но Россия и Белоруссия строят совместный будущий мир и никому ничего не навязывают – если Казахстан, Киргизия и Армения не готовы к такой глубине интеграции и уровню союзных отношений, это не означает, что Союзное государство России и Белоруссии должно затормозить свое поступательное развитие и в угоду тем, кто «не готов», отказаться от достигнутого за десятилетия выстраивания двусторонних отношений. Понятна озабоченность К.-Ж. Токаева – в рамках ЕАЭС двусторонние отношения России и Белоруссии глубже, чем отношения двух стран с партнёрами, но это суверенный выбор руководства и народов России и Белоруссии. К тому же и отношения внутри СНГ также имеют разную степень интеграции и союзничества, что вполне естественно, так как регулируются как внутри СНГ, так и между странами, входящими в ЕАЭС и ОДКБ. В любом случае выстраивание международных отношений – процесс непростой, требующий доброй воли и ответственности договаривающихся сторон.

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение