Андрей Геращенко. Партизанская республиках в лицах. Часть первая – погибшие (80-летию освобождения Белорусской ССР от немецко-фашистских захватчиков посвящается)
Чем дальше от нас уходят грозные военные годы, чем меньше в живых остаётся бывших партизан и подпольщиков, боровшихся с фашистами в трудных условиях оккупации, тем важнее хранить память об этом героическом времени и самоотверженной борьбе белорусского народа с фашизмом. Те суровые годы породили по-настоящему яркие образы и личности, которые, как это не раз бывало в нашей истории, будь это монгольское нашествие, смутное время или же война с Наполеоном, возглавили общенародную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.
Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.
Невозможно вспомнить обо всех. В этой части стать мы поговорим о нескольких героях, отдавших жизнь за нашу свободу.
Константин Заслонов
Когда началась Великая Отечественная война, Константина Заслонова, как опытного специалиста-железнодорожника, в котором остро нуждалась страна, отозвали в Москву. Но К.Заслонов не смог оставаться в тылу и попросил помочь ему организовать партизанский отряд и разрешить вернуться в Оршу. Такое разрешение в итоге было получено.
К.Заслонов с группой партизан перешли линию фронта и стали продвигаться к Орше. Путь был очень сложным – практически везде были немецкие гарнизоны, партизаны испытывали значительную нужду в продовольствии.
Тогда К.Заслонов решил спрятать оружие и всем пробираться в Оршу поодиночке, чтобы попытаться устроиться там на работу.
Прибыв в Оршу, Заслонов явился к немцам и, воспользовавшись тем, что нужных специалистов не хватало, а Берлин требовал организовать регулярную отправку грузов для фронта, устроился в Оршанское депо начальником русских паровозных бригад. Помимо этого К.Заслонов получил право брать на работу других людей.
Именно тогда Константин Заслонов и организовал «угольную войну» при помощи специальных «угольных мин». Всего за три месяца Заслонов и его подпольщики отправили под откос 100 поездов, взорвали 93 паровоза, сотни вагонов и цистерн. Угольные мины было очень сложно находить. Их подбрасывали в уголь, который использовался паровозом. Такая мина с виду ничем не отличалась от обычного угля – взрывчатка обклеивалась угольной пылью и была точь-в-точь, как кусок антрацита. Попадая в топку, угольная мина чаще всего срабатывала и взрывала паровоз. Если машинисты были подпольщиками, они старались до взрыва выпрыгнуть из паровоза, но иногда и шли на смерть, если не было другого выхода.
Немцы были в бешенстве от того, что кто-то безнаказанно уничтожает их паровозы и поезда. В Орше начались аресты. Заслонов понимал, что его вот-вот может схватить гестапо – немецкая тайная полиция, поэтому в начале марта 1942 года ушёл из Орши, не дожидаясь ареста, и создал партизанский отряд. Вплоть до осени 1942 года отряд, постепенно разросшийся до партизанской бригады, вёл активные бои с фашистами в районе Витебска, Орши и Смоленска. Было уничтожено много оккупантов и немецкой техники. В октябре 1942 года талантливый партизанский командир дядя Костя стал руководить всеми партизанами в Оршанской зоне.
Фашисты охотились за Константином Заслоновым. 14 ноября 1942 года немцы и отряды РННА (Русской национальной народной армии – так называемые «народники») начали наступление на партизан. Партизанские разведчики поймали в 10 километрах от деревни Куповать одного из членов РННА. От него и узнали, что на Куповать, которая считалась партизанской столицей, наступает три батальона по 500 человек в каждом.
Константин Заслонов приказал Куповать не отдавать. На опушке леса со стороны деревни Кузьмина организовали засаду. Первый батальон врага попал в западню. Многие погибли. Остальные стали кричать, звать своих на помощь и отходить. Из деревни Кузьмино по партизанам открыли сильный миномётный и артиллерийский огонь.
Константин Заслонов неожиданно столкнулся с врагом, когда каратели уже вышли к огородам. Пулемётной очередью он был тяжело ранен прямо на крыльце дома. Его верный ординарец Евгений Коржень затащил дядю Костю в дом.
Управление было утрачено - боем в различных местах командовали разные партизаны. Партизан было меньше сотни, а на Куповать наступали около 2 000 фашистов и «народников». Они обрушили на защитников деревни ураганный огонь. Бой был очень жестоким и неравным.
Врагу удалось захватить Куповать – партизаны были вынуждены отойти, но продолжили бой на запасных позициях и остановили врага. За убитого Заслонова обещали вначале 25 тысяч марок, затем 50 тысяч, железный крест и два поместья в Германии, поэтому захватчики его везде искали. Когда они вошли в дом, где прятали лежащего без сознания, умирающего Константина Заслонова, его верный ординарец Женя Кожень взорвал себя, Заслонова и карателей противотанковой гранатой. Теперь тело дяди Кости было уже не узнать.
Враги подожгли дом, но в подвале остался хозяин. Он и спрятал там тела Заслонова и Корженя.
Когда каратели к ночи ушли, тела Заслонова и Корженя похоронили в саду этого сгоревшего дома. После того боя немцы и «народники» три дня собирали своих убитых, но никогда не оставались в Куповати на ночь, опасаясь нападения партизан.
В нашей памяти он навсегда останется дядей Костей – лихим партизанским командиром и настоящим патриотом нашей Родины.
Марат Казей
Уже 22 июня 1941 года Марат встретил врага – смышлёный мальчишка распознал заброшенных в советский тыл немецких парашютистов-диверсантов, сообщил о них пограничникам и помог задержать.
В борьбу с напавшим на нашу страну врагом включилась вся семья Казей – мать Анна, и помогавшие ей дети – Ариадна и Марат.
Анна поддерживала связь с подпольем и партизанами, прятала и выхаживала раненых. В её доме скрывался окруженец-политрук Дозмарёв – Анна говорила, что это вернувшийся из заключения её муж Иван. Кто-то сообщил обо всём немцам – Анну повесили на площади Свободы в Минске. Перед смертью её пытали, но держалась Анна стойко. Казнили и Дозмарёва.
Осиротев, Ариадна и Марат держались вместе, продолжали дело матери, держали связь с партизанами и подпольщиками, а в ноябре 1942 года ушли в партизанский отряд имени 25-летия Октября. Не прибились, не спасались, а осознанно ушли воевать и мстить врагу.
В отряде Марат, что особо подчёркивают многие источники, не был на положении «сына полка» - опекаемого ребёнка. Это был полноценный боец, разведчик, который, несмотря на 13-летний возраст и малый рост, служил примером для многих взрослых партизан. В книге «Дети-герои» (составители Гончаренко И.К. и Махлин Н.Б., Киев, 1985 год) приводится рассказ партизанского разведчика Н.И.Калечица: «Тяжёлая жизнь у партизана-разведчика. Ходить приходилось, по крайней мере, втрое больше, чем остальным бойцам. Опасностей тоже немало. Марат ходил в разведку и вместе с опытными бойцами, и один. Наряжался пастушком или нищим и отправлялся во вражеские гарнизоны, забыв про отдых, сон, про боль в натёртых, исцарапанных до крови ногах. И не было случая, чтобы он возвращался с пустыми руками. Ушёл как-то Марат на задание вместе с комсомольцем Сашей, да что-то долго хлопцы не возвращались. В отряде уже начали беспокоиться: «Может, напоролись разведчики на карателей? Может, попали в засаду?» И вдруг слышат – мчится по лесной просеке машина. Подняли тревогу: думали, каратели. А как увидели, что в штабной немецкой машине важно восседали Саша с Маратом, громко рассмеялись. Разведчики сумели тогда добыть ценнейшие сведения о враге и угнали машину у фашистов».
Тогда по дорогам бродило много обездоленных, лишённых крова, побиравшихся детей и подростков. Марат был очень ценным разведчиком, потому что благодаря своему небольшому росту мог проникнуть туда, куда никогда не смогли бы попасть взрослые партизаны. А отчаянности и смекалки у Марата Казея было побольше, чем у многих взрослых партизан.
Мама всегда шила Марату матроски – Марат любил отца, ему нравилось хоть так почувствовать себя моряком, продолжателем семейного дела. В отряде портной пошил ему специально подогнанную шинель, гимнастёрку. Марат всё время ходил на задание, подвесив на пояс две гранаты – по одной с каждой стороны. Ариадна как-то спросила у брата, почему он не носит обе гранаты вместе на одной стороне. Марат посмотрел на неё и пошутил: «Чтобы не перепутать – одну немцам, другую себе». Глаза у подростка при этом были серьёзными. Как потом оказалось, шутка была пророческой.
Марат Казей стал бывалым разведчиком штаба партизанской бригады им. К.К.Рокоссовского – на войне взрослеют быстро. За его плечами уже были подрывы эшелонов, рейды, разведка – в одиночку, и в составе группы.
Зимой 1943 года партизанам пришлось нелегко – отряд блокировали каратели, и партизаны с боями выходили из окружения. Части партизан, в том числе Марату и Ариадне Казей, удалось вырваться из окружения. Марат тогда поднял своих товарищей в атаку и партизаны с боем вышли из фашистской ловушки.
Шёл май 1944 года. Уже вовсю готовилась операция Красной Армии по освобождению Белорусской ССР под названием «Багратион». До освобождения родных мест Марата Казея, к этому времени уже награждённого и орденом Отечественной войны I степени, оставалось меньше двух месяцев.
11 мая 1944 года командир разведки штаба бригады Ларин и Марат Казей на лошадях приехали в д. Хоромицкие. Ларин готовился к встрече со связными в доме Лиходиевских, а Казей немного отдохнул у знакомых Аксенчиков. Но неожиданно к деревне подошла цепь карателей – немцев и полицаев. Отстреливаясь, Ларин и Казей стали отходить. Первым ещё в поле погиб Ларин. Марат, добравшись до кустов, принял бой. Пока были патроны, Казей отстреливался. Когда они закончились, бросил во врага гранату. Всё на некоторое время затихло. Немцы и полицаи медленно подходили со всех сторон, будучи уверенными, что они схватят мальчишку живым. Марат подпустил врагов совсем близко и подорвал себя и подошедших врагов последней гранатой. Так, как и обещал когда-то своей сестре Ариадне.
Зина Портнова
Зина Портнова приехала из Ленинграда в гости к бабушке в д. Зуи возле Оболя Шумилинского района Витебской области в июне 1941 года. Ей было всего пятнадцать. Впереди – тёплое лето, новые знакомства. Всё разом изменила начавшаяся война.
В Оболе молодежью была создана подпольная организация «Юные мстители» под руководством Е.Н.Зеньковой, куда вошли комсомольцы и пионеры. Зина не смогла остаться в стороне и активно участвовала в её работе. В 1942 году Портнову избрали в руководящий орган «Юных мстителей» - комитет. В августе 1943 года Зина Портнова – разведчица партизанского отряда им. К.Е.Ворошилова партизанской бригады им. В.И.Ленина. Зина распространяла агитационные материалы, листовки, проводила разведку, совершала против оккупантов диверсии. Вместе с подругой Зина Портнова устроилась в столовую, и им удалось отравить более сотник гитлеровцев. Чтобы избежать ареста после начавшейся слежки, Зина Портнова по приказу командования вернулась в партизанский отряд. У неё был красивый и романтичный подпольный псевдоним – Ромашка. В подполье девушку приняли в комсомол.
Если говорить об отравлении, то, вероятно, это может кого-то покоробить в наше время, но шла война, шла тяжелейшая борьба с оккупантами. Немцы регулярно травили воду в колодцах в партизанских зонах, так что Зина с подругой совершили самый настоящий подвиг, рискуя собственными жизнями.
Жизнь партизанских разведчиков всегда была в опасности. Не избежала этого и Зина Портнова. Когда она пыталась выяснить причины провала организации «Юные мстители», девушку в д. Мостище опознал предатель, и Зину схватили.
Портнову допрашивали, регулярно пытали. Но Зина держалась. Во время одного из допросов хрупкая молоденькая девчушка схватила пистолет со стола следователя и застрелила и его самого, и ещё двух фашистов. В суматохе она попыталась бежать, но её схватили. Теперь фашисты просто мучили девушку – ей загоняли под ногти иголки, отрезали уши, выкололи глаза, выкручивали и выламывали суставы в руках и ногах. 13 января 1944 года Зину расстреляли – под Полоцком, ориентировочно у д. Горяны. Она, как и каждая девчонка, мечтала о своей семье, о любви, об учёбе, о долгой и счастливой жизни… Но, осознанно выбрала борьбу с врагом. Она прекрасно понимала, что может избежать смерти, пыток, выдав своих товарищей, согласившись сотрудничать с врагом, но… Зина понимала то, что не понимают сейчас многие взрослые - зачем сохранённая такой ценой жизнь и зачем тогда жить?
Комментариев пока нет