Андрей Геращенко: Нам всем предстоит сделать личный выбор.
24 февраля 2022 года, день, когда началась Специальная военная операция России по денацификации и демилитаризации Украины, многое изменил, и что ещё важнее, изменил безвозвратно. Это отразилось на всех сферах жизни России и всём русском мире, в том числе и на соотечественном движении.
В 2022 году за пределы России хлынула волна новой эмиграции, состоящая преимущественно из релокантов – людей, которые переезжают в другую страну, там живут и работают, но сохраняют своё гражданство (в данном случае российское).
В основном уехали они по двум причинам – большинство, чтобы избежать призыва по мобилизации на фронт, а меньшая часть – с целью сохранения собственности и различных контактов во враждебных России странах. Большинство, хоть и не вызывает особой симпатии, но ведёт себя тихо, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания. А вот меньшинство с собственностью и связями за рубежом составляет бывшая российская творческая публика – разного рода сверх всякой меры разрекламированные писатели, артисты, юмористы, исполнители, актеры и т.д.
Они, привыкшие к вниманию и, что важнее, к высокому уровню доходов, в свойственной такой публике эпатажной манере дают множество интервью, доказывая, что они «против войны», «против Путина», «против агрессии России». В утрированном виде этот нестройный хор «мальчишей-плохишей» и «девчушек-плохушек» пытается убедить противников России, что они «свои, буржуинские», чтобы не потерять собственность, счета и т.д. и, что самое любопытное, всерьёз полагают, что люди в России поверят в их «пламенеющие от негодования к насилию чистые сердца».
Такое их поведение объясняется ещё и тем, что сама Россия на официальном уровне пока чётко не определилась в своём отношении ко всей этой публике, а в народе и медиа широко разошлось ироничное отношение к подобным лицам, определяемое двумя словами – «испуганные патриоты». Поэтому эти «испуганные» и выбирают такую модель поведения – главное сохранить счета, собственность, а потом, когда утихнет, можно с лаврами едва ли не «совести нации» возвращаться в Россию, где по-прежнему зарабатывать деньги.
Осев за пределами России или колеся из страны в страну «в поисках пропитания», это «творческое меньшинство» релокантов совершенно логично пытается опереться на российских соотечественников – но не на всех, а на тех, на кого есть смысл опираться – и прежде всего своих коллег в творческой среде. Ставятся различные спектакли, даются концерты. У сбежавших цель заработать, у местных принимающих их театров, концертных залов, развлекательных клубов та же, а посещают эти концерты в основном те же российские соотечественники, выходцы из России и СССР, а на просторах бывшего СССР – в основном люди среднего и старшего возраста.
Однако если поначалу у «творческих релокантов» всё шло более-менее, сейчас ситуация ухудшается. Не так много оказалось за пределами России «поклонников», люди не готовы платить за эти выступления слишком часто, рынок перенасыщен – сбежавших едва ли не столько же, сколько и зрителей, да и творческий уровень, который ожидали увидеть отвыкшие от отечественной эстрады люди, ностальгирующие по родине, мягко говоря, явно просел при таком трубадурском подходе.
Кстати, складывается такое впечатление, что многие из этой публики, вероятно, поддались общему «эффекту толпы» и оказались в релокантах и иноагентах «за компанию». Такую же ситуацию можно было наблюдать и в Белоруссии при попытке государственного переворота в 2020 году. Тогда, особенно в творческой среде, на людей разного рода агитаторы оказывали неприкрытое давление в стиле – «тебе руку никто не подаст, если ты вместе со всеми не выступишь против диктатора». Отрезвление потом у многих пришло, но, вероятно, не столько искреннее, сколько в виде запоздалого понимания, что «не стоило никуда лезть».
Пугачёва, Галкин, Макаревич, Гребенщиков, Ахеджакова, Хаматова, «Би-2», Акунин, Назаров, Смолянинов… Наберётся целый пароход «добровольно самоизгнавшихся». Помните знаменитые «философские пароходы» периода революции? Сравните ту и эту волну эмиграции, значение и вклад этих и тех людей в культуру России, да просто их лица и сразу многое станет понятно…
Шуты и паяцы, возомнившие себя королями и народными трибунами…
Незадолго от нового года один из моих коллег по соотечественному движению из одной из постсоветских стран поместил на своей страничке в фейсбуке своё фото с Макаревичем и трогательно поздравил «дорогого друга с днём рождения». Ранее он точно так же восторгался встречами с Хаматовой, Ахеджаковой, другой подобной публикой. А в дни эскалации событий в секторе Газа выразил поддержку Израилю и веру в его победу, что явно идет в разрез с линией, проводимой в ближневосточном конфликте Россией.
Здесь стоит отметить, что перед дилеммой – остаться верным России и поддержать её курс или делать всяческие реверансы перед «понаехавшими» неожиданно релокантами, и в том числе «оправдать ожидания» властей своих стран, сегодня оказались многие российские соотечественники, и прежде всего в недружественных России странах – как в Северной Америке, так и в Европе, и даже на постсоветском пространстве.
По-человечески всё понятно – люди опасаются последствий, не готовы к рискам, которые возникают. Впрочем, каких-то особенных «подвигов» никто ни от кого не ожидает и не требует – вполне достаточно усилий по сохранению русского языка, литературы, культуры в целом, гуманитарных связей с Россией. При этом, однако, более чем странно было бы полагать, что активные контакты и демонстративные объятия с разного рода релокантами, открыто выступающими против СВО и политики России, не скажутся на отношении России к таким, с позволения сказать, «соотечественникам».
Как я уже сказал, пока чёткого отношения к релокантам нет, однако это не означает, что на все их выходки будут постоянно смотреть сквозь пальцы – движение в этом направлении уже началось. 31 января 2024 года Государственная Дума России приняла закон о конфискации имущества за распространение фейков о российской армии и преступления против безопасности государства, который был направлен на подпись Президенту России В.В.Путину 7 февраля 2024 года. Согласно данному закону, в случае его подписания Президентом России В.В.Путиным (я думаю, что российский лидер этот закон подпишет) вносятся изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации – в части расширения списка преступлений, за которые может быть конфисковано имущество и ценности, причём не любые, а те, «которые были получены в результате совершения преступления или использованы для деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». Да и преступления подходят для конфискации не все, а только те, где будет доказано, что они совершены из корыстных побуждений. Как по мне, весьма мягкая формулировка.
Также важно, что расширится перечень статей, осуждённые по которым будут лишаться специальных, воинских или почётных званий, классных чинов и государственных наград. К ним помимо уже упомянутых статей, касающихся распространения фейков о российской армии и ее дискредитации, безопасности государства относятся призывы к экстремизму, нарушению территориальной целостности Российской Федерации, призывы к введению санкций против России и её граждан, реабилитации нацизма и содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов.
Принятие данного закона будет важным шагом на пути укрепления международного суверенитета России, верховенства российского законодательства над так называемым «международным правом», чаще всего подразумевающим диктат США и их сателлитов, если не считать основополагающие документы ООН и других важных международных организаций, которые, впрочем, постоянно теми же США демонстративно игнорируются.
Закон важный и нужный, но я, однако, полагаю, что это лишь первый шаг, так как необходимо на законодательном уровне создавать для публики, которая привыкла безнаказанно плохо относиться к своей стране, как бы это помягче сказать, определённые сложности. В частности, сейчас существует официальный список иностранных агентов, а также пока неофициальный список различных деятелей, финансово поддержавших ВСУ или же негативно высказавшихся в отношении СВО. Люди гибнут на линии боевого соприкосновения, а все эти деятели называют наших солдат агрессорами, оккупантами, а наших врагов – жертвами. При этом пользуются всеми благами обладателя российского паспорта, и, как я полагаю, всерьёз рассчитывают, «когда всё уляжется», вновь вступить в «тяжёлую битву за российский бюджет» для финансирования своих проектов.
Чтобы этого не было, нужно законодательно отрегулировать и этот вопрос, не допуская к «государственной кормушке» тех, кто не поддержал свою страну в трудную минуту и уж тем более открыто и публично выступил против.
Пока же эта публика чувствует себя достаточно вольготно. Вот лишь несколько высказываний бывших реальных и дутых «кумиров эстрады». Лайма Вайкуле: «Я содержала весь Советский Союз. А Алла Пугачева содержала всю Россию», Андрей Макаревич: «Без ложной скромности скажу, что на наших сборах держался весь Росконцерт, мы приносили доход, как средней величины советский завод».
Господа эстрадники как-то даже не очень понимают, что это не они, поскольку ничего не производили, а их содержала вся Россия и весь СССР – люди покупали билеты на их концерты на свои кровно заработанные в поле, на заводе, на службе, в школе деньги. Слушали песни и верили, что те, кто их поёт, разделяют общие ценности…
В своём интервью радио Спутник-Беларусь директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев справедливо отметил, что эта проблема давняя. Ещё Курбский нанёс немало вреда Руси, когда перебежал к полякам. А ведь был другом Ивана Грозного и в своей гордыне верил, что, несёт своему народу благо, фактически предав этот самый народ и встав на сторону врага.
Сейчас все эти крикливые релоканты тоже пытаются всех уверить, что они «не против России, но против нынешней власти». Нацизм на Украине их не волнует, обстрелы Донецка, других городов новых, а теперь уже и старых российских регионов их не волнуют, смерть детей Донбасса, наших ребят-героев их не волнует. Волнует только одно – сохранить свои домики на берегу моря, счета в банках и избежать западных санкций. Российские санкции их не волнуют. Значит, пришло время скорректировать законодательство, чтобы предательства России они опасались больше санкций наших врагов.
Чрезвычайно важна в этом отношении позиция патриотов России – таких как Никита Михалков, Сергей Карякин, Дмитрий Певцов, Карен Шахназаров, Сергей Безруков, Ярослав Дронов (Шаман), Екатерина Гусева и многих других, которые в отличие от релокантов вместе со своей страной. Отдельно хочу сказать о гражданском мужестве сопредседателя избирательного штаба кандидата в Президенты России, действующего главы государства Владимира Путина, художественного руководителя театра Олега Табакова Владимира Машкова – парадокс в том, что сегодня, чтобы не поддаться этому дружному хору очернителей России, нужно иметь позицию и волю, что очень непросто, и далеко не каждому под силу такая ответственность.
Я до сих пор под впечатлением посещения Московского государственного академического театра «Русская песня» Надежды Бабкиной, в котором мы, российские соотечественники, участники международной конференции в первых числах ноября 2023 года, посмотрели спектакль. Зная, что на спектакле присутствуют российские соотечественники со всего мира, Надежда Бабкина обратилась по окончании представления к зрителям с очень сильной речью, где говорила о русском искусстве, важности СВО, патриотизме.
Возвращаясь к российским соотечественникам, особенно к тем, кто принялся активно изображать дружбу с теми, кто выступил против своей страны, если прямо называть вещи своими именами, хочется заметить, что каждому всё равно предстоит сделать личный выбор, каким бы непростым он не был. Сейчас я не про выборы Президента России, я не об этом, хотя и это важно и я уверен, что В.В.Путин будет переизбран на новый срок… Я про другое. Про то, что если мы соотечественники, то Россия для нас – Отечество, и предавать это самое Отечество в трудную минуту или же демонстрировать дружбу с теми, кто его предаёт, при этом претендуя на какую-то поддержку России, приезжая на различные мероприятия и форумы в Россию, на мой взгляд, крайне некрасиво (это я ещё мягко) с моральной стороны, а ещё лучше, чтобы это получило и юридическую оценку.
В завершении напомню прекрасное стихотворение Владимира Высоцкого на эту тему:
Как все, мы веселы бываем и угрюмы,
Но если надо выбирать и выбор труден —
Мы выбираем деревянные костюмы,
Люди! Люди!
Нам будут долго предлагать не прогадать:
Ах, скажут, что вы! Вы ещё не жили!
Вам надо только-только начинать!..
Ну а потом предложат: или — или.
Или пляжи, вернисажи, или даже
Пароходы, в них — наполненные трюмы,
Экипажи, скачки, рауты, вояжи,
Или просто деревянные костюмы.
И будут веселы они или угрюмы,
И будут в роли злых шутов и добрых судей,
Но нам предложат деревянные костюмы
Люди! Люди!
Нам даже могут предложить и закурить:
Ах, вспомнят, вы ведь долго не курили!
Да вы ещё не начинали жить!..
Ну а потом предложат: или — или.
Дым папиросы навевает что-то,
Одна затяжка — веселее думы.
Курить охота! Как курить охота!
Но надо выбрать деревянные костюмы.
И будут вежливы и ласковы настолько —
Предложат жизнь счастливую на блюде.
Но мы откажемся — и бьют они жестоко,
Люди! Люди...
1967
Комментариев пока нет