Андрей Геращенко. Ленин, советское наследство и современные Россия и Белоруссия
21 января 1924 года после тяжёлой болезни в Горках недалеко от Москвы после кровоизлияния от атеросклероза сосудов головного мозга умер Владимир Ильич Ульянов-Ленин, вождь Октябрьской революции и основоположник советского государства, человек, гений которого оказал огромное влияние на историю всего человечества ХХ века, оказывает сейчас, и будет оказывать в будущем. Человек, отдавший революции и борьбе за новое, более счастливое общество всего себя без остатка. Ему было всего 53 года.
Разделить Ленина и историю Советского Союза просто невозможно – она вся была связана с его именем.
В жизни моего поколения Ленин – это памятники и бюсты, портреты и плакаты, звёздочка октябрёнка, пионерский и комсомольский значки, портрет на партийном билете (в партии я не был), названия улиц, ленинские комнаты в общежитиях и казармах, барельеф на металлическом рубле, стихи, песни, рассказы… Всего и не перечислишь.
Но в целом имя Ленина и его образ означал для СССР и всей нашей русской истории гораздо больше, нежели это первое простое бытовое восприятие фигуры вождя.
Ленин – фигура не только российского, но мирового масштаба. Это революционный трибун и вождь, который по своим масштабам намного превосходит как революционеров всех других революций, так и теоретиков – таких как Маркс, Энгельс, Плеханов и всех других. Как теоретик, он, безусловно, отталкивался от Маркса и Энгельса, но как практик, пошёл гораздо дальше и не только подготовил и совершил вместе со своими соратниками революцию в России, но и потряс сами основы современной ему цивилизации.
Сила Ленина была в этом удивительном сочетании теоретической подготовки и умении принимать верные и единственно возможные в кризисных ситуациях решения, которые затем оказывались судьбоносными и для страны, и для всего мира.
Ошибался ли Ленин? Ленин был не Богом, а всего лишь человеком. Людям свойственно ошибаться. Однако на одну его ошибку приходилось множество поистине гениальных решений и предвидений, что и делает его гением революции и общественной мысли.
Задачи революции в самой большой стране мира, России, гражданская война, интервенция, разруха, ожесточённое гражданское противостояние как внутри России, так и внутри других стран требовали титанических усилий от человека, вовлечённого в эти события – как от самого Ленина, так и от его соратников.
В кратчайшие сроки на обломках Российской империи было создано новое государство, новая Красная армия и заложены основы будущей сверхдержавы – Советского Союза, страны, сломавшей хребет немецко-фашистской Германии, на стороне которой воевала практически вся Европа, страны, первой открывшей дорогу в космос, страны, сумевшей достичь ядерного паритета с намного более богатыми и могущественными США.
Сейчас Интернет завален разного рода дешёвыми и недалёкими агитками вроде утверждений о том, что «Ленин ненавидел русский народ», «Ленина и революцию финансировала Германия, и он был немецким шпионом», «Ленин спал с Арманд и изменял своей жене Крупской и вообще был сифилитиком» и много ещё подобных «откровений». И как апофеоз – «нужно вынести Ленина из мавзолея и похоронить».
Нынешние молодые, черпающие свои познания из Википедии, всерьёз уверены, что все эти «долго скрываемые от советского народа страшные факты и подробности» были «недавно рассекречены и обнародованы».
Как, однако, будут удивлены эти «товарищи», когда при хотя бы беглом внимании к историческим документам обнаружат, что все эти измышления активно использовались антибольшевистской и антисоветской пропагандой как во время революции и гражданской войны, так и во время немецко-фашистской оккупации, а также были дежурной риторикой во враждебных СССР странах. Серьёзные историки давно всё это опровергли и для понимания достаточно обратиться к самим историческим источникам. И не случаен весь этот «ленинопад» - явный и демонстративный снос памятников Ленину бандеровцами, правящими сейчас на Украине и «лесными братьями», взявшими власть в Прибалтике. Русофобия открыто смыкается с антисоветизмом.
Но сейчас не об этом. Откажемся от Ленина, вынесем из Мавзолея на Красной площади?
«Отказаться» и «вынести» - дело нехитрое и даже весьма бюджетное… Тем более что никто ведь не отрицает трудные времена военного коммунизма, красного террора, в том числе в отношении церкви, крестьянства, интеллигенции, продразвёрстку, классовую борьбу, последовавший ГУЛАГ, кризис СССР позднего времени. Было всё это? Было. Значит «вынесем из Мавзолея и закопаем»?
А все победы и достижения нашего народа советского периода тоже «вынесем и закопаем»? Победу в Великой Отечественной, на фронтах которой воевали части и соединения, партизанские бригады, названные именем Ленина? Забудем, что начиная с 1936 года все Герои Советского Союза также награждались и орденом Ленина? Забудем о подвиге жителей блокадного Ленинграда и их беспримерной стойкости? О том, что гитлеровские знамёна после Победы 1945 года были символически брошены к подножию Мавзолея Ленина? О подвиге Юрия Гагарина, также награждённого орденом Ленина за свой первый космический полёт?
Думаю, ответ очевиден – гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.
Можно соглашаться с Лениным, можно ему оппонировать, но масштаб гения революции очевиден. Я вспоминаю 1920 год и встречу английского писателя Уэллса с Лениным в Кремле. Ленин поразил его своими мечтами и планами – вождь революции знал, что жить ему оставалось недолго, страна была разрушена, но Владимир Ильич смотрел вперёд, мечтал о грандиозных преобразованиях, электрификации всей страны.
Вот что написал Уэллс после той встречи: «Среди этой необъятной разрухи руководство взяло на себя правительство, выдвинутое чрезвычайными обстоятельствами и опирающееся на дисциплинированную партию, насчитывающую примерно 150 000 сторонников, — партию коммунистов. Ценой многочисленных расстрелов оно подавило бандитизм, установило некоторый порядок и безопасность в измученных городах и ввело жесткую систему распределения продуктов. Я сразу же должен сказать, что это — единственное правительство, возможное в России в настоящее время. Оно воплощает в себе единственную идею, оставшуюся в России, единственное, что ее сплачивает».
Масштаб Ленина прекрасно понимал Альберт Эйнштейн, который так отозвался о вожде Октябрьской революции: «Я уважаю в Ленине человека, который с полным самоотвержением отдал все свои силы осуществлению социальной справедливости... Люди, подобные ему, являются хранителями и обновителями совести человечества».
А вот что сказал о Ленине английский математик, философ, и общественный деятель Бертран Рассел: «... Наш век войдет в историю веком Ленина и Эйнштейна, которым удалось завершить огромную работу синтеза, одному - в области мысли, другому - в действии. Ленин казался мировой буржуазии разрушителем, но не разрушение сделало его известным. Разрушить могли бы и другие, но я сомневаюсь, нашелся ли бы хотя еще один человек, который смог бы построить так хорошо заново. У него был стройный творческий ум. Он был философом, творцом системы в области практики... Государственные деятели масштаба Ленина появляются в мире не больше, чем раз в столетие, и вряд ли многие из нас доживут до того, чтобы видеть равного ему...».
Знаменитый русский философ Николай Бердяев, высланный из Советской России на знаменитом «философском пароходе» и не питавший никаких симпатий в отношении большевиков, так оценивал роль Ленина: «B 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народ и самих коммунистов. Он призывает к элементарным вещам, к труду, к дисциплине, к ответственности, к знанию и к учению, к положительному строительству, a не к одному разрушению, он громит революционное фразерство, обличает анархические наклонности, он совершает настоящие заклинания над бездной. И он остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим путем. B этом есть черта сходства c Петром… Ленин был марксист и верил в исключительную миссию пролетариата. Он верил, что мир вступил в эпоху пролетарских революций. Но он был русский и делал революцию в России, стране совсем особой. Он обладал исключительной чуткостью к исторической ситуации. Он почувствовал, что его час настал, настал благодаря войне, перешедшей в разложение старого строя. Нужно было сделать первую в мире пролетарскую революцию в крестьянской стране. И он почувствовал себя свободным от всякого марксистского доктринерства, c которым ему надоедали марксисты-меньшевики. Он провозгласил рабоче-крестьянскую революцию и рабоче-крестьянскую республику».
Ненавидевший большевиков и Октябрьскую революцию Уинстон Черчилль сказал весьма противоречивую фразу: «Первая трагедия России – рождение Ленина, вторая – его смерть», которая, тем не менее, недвусмысленно говорит о высочайшей оценке исторической роли Ленина.
Стоит, вероятно, напомнить, как о Ленине отзывались наши поэты. Владимир Маяковский написал такие строки в своём стихотворении «Нашему юношеству»: «Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин».
И ведь учили русский во всех уголках земного шара, в том числе и для того, чтобы почитать Ленина в подлиннике.
Я не ленинец, никогда не состоял ни в КПСС, ни в других коммунистических партиях, образованных после распада СССР. История человеческой цивилизации пошла своим путём и СССР, Ленин уже прошлое. Трагическое, сложное и одновременно славное и великое. Однако несомненно, что такие люди как Ленин редко появляются на мировом историческом театре, а когда появляются, то не только меняют ход истории при своей жизни, но оказывают влияние на человечество и после своей смерти.
Сколько раз на моей памяти менялись руководители страны, менялись властные элиты, «подходы» и «оценки», «ценности» и «идеалы», «конституции» и «государственные символы». Но история человеческой цивилизации, история нашей страны непрерывна – из неё нельзя «вынести и захоронить» отдельные периоды и тех или иных личностей, как бы это кому не хотелось. Ленин – часть не только нашей отечественной, но и мировой истории, культуры, философской и общественной мысли.
Во многом современный мир, Россия, Республика Беларусь стали такими благодаря эпохе Ленина и Октябрьской революции. Пора перестать в угоду очередным «измам» посыпать голову пеплом там, где стоит гордиться. Ленин – уникальный феномен, гений, изменивший судьбу человечества.
Комментариев пока нет