Андрей Геращенко: Геополитические шахматы в Саудовской Аравии.
5-6 августа 2023 года в Саудовской Аравии в Джидде прошла масштабная международная встреча, которая, как было заявлено её организаторами, была призвана найти согласованный вариант «мирного завершения российско-украинского конфликта». С чисто формальной стороны её инициатором выступили лидер киевской хунты Владимир Зеленский при содействии принимающей стороны в лице наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана. Реальным организатором, конечно же, были США.
Это достаточно формальное на первый взгляд обстоятельство (всем и так понятно, что за организацией встречи стоял Вашингтон) позволило, однако, сделать невозможным приглашение в Джидду России. Если бы организатором формально выступили Вашингтон и тем более сам Эр-Рияд, было бы сложно пояснить, почему на обсуждение вопроса «российско-украинского конфликта» не пригласили одну из сторон – Россию. А так «всё просто» - лидер «гордой и сражающейся страны» имеет настолько «тонкую душевную организацию», что не может напрямую разговаривать со своими оппонентами и надеется, что вопросы войны и мира решат за него собравшиеся – конечно же, это США, «воодушевлённые поддержкой всего мирового сообщества».
После саммита в Саудовской Аравии в СМИ появилось много публикаций, самых разных в своих оценках итогов встречи. Довольно странно было наблюдать, как и наши противники, и сторонники соревновались в попытках при помощи тех или иных аргументов, весьма спорных как правило, доказать, что Россия «оказалась практически в полной изоляции» или же «США потерпели поражение в своих попытках навязать миру своё видение мира на Украине».
На самом деле это ведь не финал спортивного соревнования и никаких тут побед или поражений не было, и быть не могло. Что же тогда было в Джидде? Была обыкновенная внешнеполитическая работа по согласованию позиций, теневым торгам за «принципиальную позицию» каждой страны и попытка понять будущее ближайшее мироустройство.
Мы, выражаясь образным языком, наблюдали игру в большие геополитические шахматы, где стороны внимательно оценивали своё положение на доске под названием планета Земля и пытались понять, куда двигать имеющиеся в их распоряжении фигуры и стоит ли их двигать вообще. В этом смысле Вашингтон играл сразу со всеми в некий сеанс одновременной игры, параллельно проходил турнир наиболее значимых стран ну и множество двусторонних матчей, где игроки пытались переиграть друг друга. Безусловно, формально в центре всего этого действа были и Украина, и Россия, но много было и такого, что напрямую участников конфликта не касалось.
Помимо самой Украины и Саудовской Аравии, США и их сателлитов в Джидду приехали представители Китая, Индии, Бразилии, ЮАР (фактически весь БРИКС без России), Японии, Южной Кореи, Турции, Чили, Индонезии, Пакистана, Египта, Замбии. Всего было представлено 42 страны. Стоит напомнить, что в мире существует 202 государства, из которых 193 входят в состав ООН. Так что в Джидде был далеко не «весь мир», а лишь его одна пятая часть. Впрочем, встреча была достаточно представительная, хотя любое заседание ООН, которые проходят регулярно, куда масштабнее – там всегда «всё те же» и ещё многие другие. Тем не менее, на первую подобную встречу по Украине в Копенгагене в конце июня 2023 года приехали представители всего 14 стран. В Копенгагене, что ещё более важно, не было Китая.
Отдельные комментаторы, особенно с украинской стороны, сравнивали этот форум с конференцией союзников в Ялте в 1945 году, где союзники в лице СССР, США и Британии обсуждали послевоенное устройство мира, а Россию, дескать, «не пригласили в Джидду сейчас, как тогда не могли пригласить Германию в Ялту».
Если говорить о Ялте, то там действительно три страны решали судьбу всего мира и на то у них были все основания – СССР фактически в одиночку разгромил Германию, а США и Британия успели поспешно «присоединиться» к советской победе, заодно стремясь отхватить кусок Европы побольше, взяв его под своё влияние. В Ялту не приглашали правительства других стран мира и всех кого можно привлечь в антигитлеровскую коалицию, хотя желающих присоединиться к встрече было бы немало. Не приглашали, прежде всего, потому, что троих более чем достаточно – остальные были просто не нужны, да даже и излишни, учитывая сложный и секретный характер переговоров и соглашений между странами-победителями. Строго говоря, это вообще были переговоры по линии США, Британия с одной стороны (при всех нюансах разницы в их подходах) и СССР с другой.
Сейчас же ситуация совершенно иная. Россия никак не терпит поражения и не стоит на пороге разгрома, как это было с Германией. У России, безусловно, есть сложности на Украине – с учётом колоссальной финансовой, экономической и прежде всего военной помощи Киеву со стороны США и НАТО в целом на линии фронта наступила длительная стратегическая пауза. Между тем если Украина напрягает все свои силы, то Россия воюет далеко не так экзистенциально – скорее ведётся военная компания по типу советской в Афганистане, или американской в Корее или Вьетнаме. США и НАТО, однако, уже испытывают усталость от конфликта на Украине и их решимость «идти до конца» на словах может постепенно угаснуть на деле в связи с предстоящими американскими выборами и другими проблемами. К тому же практически всем стало ясно, что медленное «прогрызание» российской линии обороны обходится ВСУ такой большой ценой, что до Азовского моря доходить уже будет практически некому, а скорость «движения» такова, что «перерезать сухопутный коридор в Крым» получится «после второго пришествия».
Отсюда напрашивается вполне логичная мысль. При всей инициативе ВСУ на линии фронта, очевидно, что украинские войска постепенно начинают ощущать усталость и надежды на успешное наступление тают на глазах.
При этом ВСУ сохраняют серьезный военный потенциал, достаточный, как минимум, для того, чтобы удерживать остающуюся под их контролем основную часть Украины.
У России же есть два варианта и оба очень непростые – сдержать сейчас наступление ВСУ и перейти в контратаку, постепенно освобождая Украину дальше или идти на заключение мира (в крайнем случае, перемирия). Но сделать это без куда большего напряжения сил, чем сейчас, просто невозможно. И цена будет велика – куда больше, чем цена нынешнего «контрнаступа» оппонентов. Об этом говорит и опыт США в тех же Корее и Вьетнаме – ограниченные военные действия не смогли привести к достижению целей, которые ставил перед собой Вашингтон. Если углубиться в отечественную историю, то также можно увидеть множество примеров, когда мы освобождали наши земли и наших людей в несколько этапов – то же освобождение белорусских и украинских земель от польского владычества, несколько войн с Турцией за выход к Чёрному морю и тот же Крым.
Украина не может победить Россию по определению. Россия может освободить всю Украину, но цена будет чрезвычайно высокой. На что же рассчитывают США? Прежде всего, за счет фактического уничтожения Украины Вашингтон стремится ослабить Москву, подорвать её влияние и авторитет, сделать более «сговорчивой».
Отсюда понятно, что какое-то время боевые действия будут идти достаточно активно, однако если Россия не примет решения втягиваться в тотальную войну на Украине, Москва и Вашингтон заключат перемирие, которое чисто формально подпишет марионеточная хунта в Киеве.
В этом случае, конечно же, стороны продолжат готовиться к новой войне, которая с большой вероятностью вспыхнет через некоторое время после «заморозки» нынешней ситуации – США и НАТО будут стремительно перевооружать Украину, а Россия будет готовить новую армию. В долгосрочной перспективе Россия решит проблему Украины в любом случае, потому что мы с украинцами один народ, а у мирового гегемона США при всей помощи его верных сателлитов из НАТО не хватит сил, чтобы вечно удерживать Украину. Почему? Да просто потому, что в мире назревают другие серьёзные конфликты.
Уже сейчас обострилась ситуация в Нигере. Вообще же Африка представляет собой пороховую бочку пострашнее европейских Балкан – пёстрая смесь религий, рас, родоплеменных кланов, произвольно проведённые колонизаторами границы, постоянно растущее население, огромные проблемы с водой и продовольствием, а также переплетение интересов больших геополитических игроков. Сама интервенция в Нигер и разгром его нынешнего правительства, которое США, их союзники и многие лидеры Африки считают нелегитимным, представляется не таким уж и сложным делом, однако не факт, что она пройдёт гладко, а что наверняка – это чрезвычайно осложнит и так непростую ситуацию на Африканском континенте. Достаточно сказать, что та же Нигерия, где проживает 223 миллиона человек, сейчас достаточно осторожно высказывается в отношении интервенции в Нигер, где проживает всего 26 миллионов человек. И одна из причин – по обе стороны границы проживает народ хауса, исповедующие ислам. А Нигерия и так никак не может оправиться от длительного противостояния внутри страны между бедным исламским севером, примыкающим к Нигеру и населённым как раз хауса, и богатым христианским югом. Но таких противоречий полно и с другими соседями – так и в Мали, и в Нигере проживают туареги. Мали сразу заявила о поддержке Нигера. Так что может начаться долгая и многолетняя война всех со всеми. А ведь это ещё и ресурсы. В случае разрастания пожара в Африке, США и НАТО будут вынуждены отвлечь туда часть ресурсов.
Есть ещё и Мексика. Американские войска уже несколько месяцев стоят вдоль границы США и Мексики, не решаясь начать полномасштабное вторжение. Проблема, с точки зрения американцев, заключается в том, что правительство Мексики «не в состоянии контролировать север страны, где наркокартели делают, что хотят и юг США тонет в потоке наркотиков». А раз так, то США выступили с угрозой ввести в Мексику войска. Однако президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор не оценил такого рвения Вашингтона навести порядок в своей стране и предупредил, что армия Мексики будет защищаться, а также демонстративно отказался приехать в Джидду, заявив, что без России там обсуждать нечего. Пока Вашингтон колеблется и ограничивается демонстрацией свой армии у мексиканской границы. Понятно, что если США всё же начнут свою СВО в Мексике, им будет точно не до Украины и киевской хунте быстро придёт конец.
Ну и традиционная проблема Тайваня. Это территория КНР, куда в своё время бежали гоминдановцы, теснимые компартией Китая. Остров фактически взят под контроль США, что обеспечивает Вашингтону контроль за побережьем Китая и основными проливами. Понятно, что такая мировая держава, как Китай, не станет терпеть фактическую оккупацию своей территории и рано или поздно «проблема Тайваня» будет решена. Кстати, говоря о якобы «нерешительности Си» в тайванском вопросе, следует помнить, что Китай осторожен не просто так. Любая война или даже масштабная военная операция – вопрос сложный, часто мало предсказуемый. В 1979 году Китай атаковал Вьетнам. Боевые действия, вначале успешные для КНР, стали затяжными и не привели к решению первоначальных целей. А ведь во Вьетнам вторглось по разным оценкам от 300 тысяч до 500 тысяч китайских военнослужащих. Вьетнамцы имели опыт войны с США, были мотивированы, опирались на военно-техническую помощь СССР и ожесточённые боевые действия, продлившиеся с 17 февраля по 16 марта 1979 года, завершились фактически ничем. С Тайванем будет ещё сложнее и Си Цзиньпин понимает, что действовать нужно наверняка. Кстати, именно с обстоятельством Тайваня и связана осторожность КНР в вопросах территориальной целостности.
Пока США и НАТО увязли на Украине, гарантированно удерживать под своим контролем Тайвань или решить проблему Мексики Вашингтон просто не в состоянии.
Все эти угрозы и вынуждают США, которые видят неспособность Украины выбить российские войска с освобождённых от киевской хунты территорий, искать другие пути давления на Москву. И в этом смысле Джидда, где ничего не решалось и не могло ничего решаться по определению, стала площадкой поиска дополнительных рычагов давления на Россию.
Многие их тех, кто приехал, прекрасно ситуацию понимают и взамен на «публичное осуждение России» хотят получить от США некие преференции – экономические, политические, военные. Как говорится – «куй деньги не отходя от кассы». Дальше «словесного осуждения» и «выражения обеспокоенности, уважения территориальной целостности Украине» в обмен на «пряники», страны глобального Юга идти не готовы. США, конечно, понимают, что все эти «бла-бла-бла» для России ничего не значат, но делается это, во-первых, для демонстрации «единства мирового сообщества», а, во-вторых, ради большего понимания, в какую сторону могут качнуться в ближайшее время настроения в странах это самого глобального Юга. К тому же, проводя такие встречи за пределами США и НАТО, Вашингтон стремится показать, что проблема Украины волнует все государства, а не только коллективный Запад, понимая, что на самом деле страны Юга более чем осторожны в данном вопросе и не намерены брать чью-то сторону.
Именно поэтому по итогам встречи в Джидде не было каких-то общих решений, заявлений – условились лишь об очередной «судьбоносной встрече» в одной из стран глобального Юга – предположительно в Нью-Дели в Индии.
Официальный представитель МИД России М.В.Захарова прокомментировала встречу дипломатически корректно: «В МИД России приняли к сведению информацию о консультациях по украинскому кризису, которые прошли в саудовской Джидде в период 5-6 августа по инициативе киевского режима и стран «Группы семи». В них участвовали наши единомышленники по БРИКС и другие партнеры. Рассчитываем, что в соответствии с договоренностями они поделятся с нами своими оценками и подтверждаем нашу позицию по так называемой «формуле мира» Зеленского, которую киевский режим и Запад пытаются продвинуть в ходе таких встреч. Ни один из ее 10 пунктов не направлен на поиск переговорно-дипломатического решения кризиса, а их совокупность представляет собой бессмысленный ультиматум России, который нацелен на затягивание боевых действий. На такой основе мирное урегулирование невозможно. Продвигая «формулу» Зеленского, киевский режим и Запад пытаются принизить высокое значение мирных предложений других стран и монополизировать само право на их выдвижение. По сути, как мы и говорили, имеют место борьба с инакомыслием на международном уровне, попытки путем недобросовестных манипуляций протащить нежизнеспособные задумки по урегулированию. Мы высоко ценим посреднические и гуманитарные инициативы наших друзей из стран Глобального Юга, направленные на достижение мира. В отличие от киевского режима, прервавшего и запретившего переговоры с Россией, мы всегда были и остаемся открытыми к дипломатическому решению кризиса и готовы ответить на действительно серьезные предложения. Без участия России и учета ее интересов никакие встречи по тематике украинского кризиса не имеют ни малейшей добавленной стоимости. Мы убеждены, что действительно всеобъемлющее, устойчивое и справедливое урегулирование возможно только в том случае, если киевский режим прекратит боевые действия и террористические атаки, а его западные спонсоры – накачивание ВСУ вооружениями. Должны быть подтверждены изначальные основы суверенитета Украины – ее нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус. Должны быть признаны новые территориальные реалии, сложившиеся в результате осуществления жителями новых российских регионов закрепленного в Уставе ООН права на самоопределение, обеспечены демилитаризация и денацификация Украины, права ее русскоязычных граждан и национальных меньшинств в соответствии с требованиями ее внутреннего законодательства и международного права. Мы убеждены, что реализация этих элементов в полной мере отвечает международному миру и безопасности, за которые и борется Россия».
Комментариев пока нет