Андрей Геращенко Царскосельский лицей. Прошлое и будущее.
19 октября 2023 года по всей России ежегодно празднуется Всероссийский день лицеиста. Отмечают его и российские соотечественники, проживающие в других странах.
Более двух веков назад 19 октября 1811 года (правда – по старому стилю) по указу императора Александра I был открыт Императорский Царскосельский лицей. Изначально там должны были воспитываться младшие братья русского царя, но в итоге появилось учебное заведение, где дети дворян получали прекрасное образование, а основной целью созданного лицея стала подготовка будущих высокообразованных чиновников и государственных служащих – по сути, речь шла о формировании элиты государственного управления. В разработке программы обучения принимал участие известный государственный деятель России того времени Михаил Сперанский.
Воспитанники изучали историю, физику, математику, вопросы нравственности, логику, правоведение, экономику, занимались изящными искусствами (в том числе музыкой и рисованием, стихосложением), гимнастическими упражнениями, осваивали русский и несколько иностранных языков.
Любопытно, что набор воспитанников производился не раз в год, а раз в три года – принимали подростков, которые учились около шести лет. Соответственно, выпускались лицеисты тоже не ежегодно, а раз в три года.
Первый выпуск Царскосельского лицея состоялся 9 июля 1817 года – 17 выпускников для гражданской службы и 12 – для военной.
9 выпускникам для гражданской службы был присвоен IX класс государственного служащего, а 8 – X. 12 выпускников получили чин офицера, из них 7 – офицера гвардии, а 5 – офицера армии.
Каждый выпускник имел свой рейтинг и заслуги. Лучшим в выпуске в целом и среди получивших чин офицера был Владимир Дмитриевич Вольфовский, удостоенный также 1-й (Большой) золотой медали. Свою роль сыграло здесь мнение других выпускников. Его соперником по успешности, ставшим лучшим среди получивших чин госслужащего, был Александр Михайлович Горчаков, в итоге удостоенный 2-й (Малой) золотой медали. Владимир Вольфовский стал генерал-майором, участвовал в русско-персидской, русско-турецкой, кавказской войнах, подавлении польского мятежа, был связан с декабристами, и, хотя и избежал прямого наказания, карьеру так и не сделал, попав в конце жизни в немилость к Николаю I, что было связано с претензиями императора к организации службы на Кавказе в целом, и к Вольховскому в том числе.
Александр Горчаков сделал серьёзную государственную карьеру, стал видным дипломатом, государственным канцлером России. Сановник сыграл большую роль в вопросах мира по окончании Крымской войны и на Берлинском конгрессе 1878 года.
В целом же первый выпуск Царскосельского лицея стал самым известным. Вместе с Вольховским и Горчаковым выпускниками были адмирал и полярный исследователь Фёдор Макушкин, губернаторы Фёдор Стевен, Александр Корнилов, Александр Бакунин, директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки Модест Корф, поэты Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, писатель Иван Пущин и, конечно же, сам великий русский поэт Александр Пушкин.
Кстати, Пушкин был всего лишь 14-м в рейтинге из 17 выпускников-госслужащих и получил более низкий, X класс при выпуске.
Друзья Пушкина по лицею Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин принимали участие в движении декабристов, оба были в заключении, ссылке (там Кюхельбекер и умер).
Первых выпускников 1817 года называли «чугунниками». Связано это с тем, что директор подарил каждому из них на память по кольцу в виде соединённых рук, а сами кольца были изготовлены из разбитого чугунного колокола, который шесть лет созывал лицеистов на занятия, исполняя роль «школьного звонка».
Несмотря на то, что в лицее учились дети дворян, требования к ним предъявлялись достаточно строгие. Интересно, что высшим баллом была единица, а низшим четвёрка. Но если кто вообще не мог ничего ответить и даже не стремился к изучению предмета, могли поставить и ноль.
Форма, в которой ходили лицеисты, была утверждена лично императором Александром I – она была цветов уже упразднённого Литовского татарского полка. Но во время войны 1812 года в связи с уменьшением финансирования лицеисты ходили в серых мундирах, что им очень не нравилось, так как было похоже на одеяние штатских.
О бытовых условиях жизни лицеистов можно судить по воспоминания Ивана Пущина. Подъём был строго по звонку в 6 утра, после чего лицеисты одевались и шли в зал на утреннюю молитву, которую, как и вечернюю, читали по очереди вслух. С 7 до 9 часов были уроки, с 9 до 10-ти часов прогулка (причём – при любых погодных условиях). С 10 до 12-то снова занятия, опять часовая прогулка и в 13-ть обед. С 14 до 17-ти занятия, чай и до 18-ти прогулка. После чая повторение уроков, а в 20.30 – ужин, после которого до 22-х бег, игра в мяч. В 22 – отбой.
Впрочем, распорядок был не так строг, как это кажется с первого взгляда. Вот что по этому поводу говорил лицеист-«чугунник» Алексей Илличевский: «На местах никогда не сидим, кто хочет учится, кто хочет гуляет, Благодаря Бога, у нас царствует свобода, а свобода дело золотое. Летом досуг проводим на прогулках, зимою в чтении книг, иногда представляем театр, с начальниками обходимся без страха, шутим с ними и смеемся».
Каждый воспитанник был обладателем отдельной комнаты, где были стол, стул, комод, зеркало, железная кровать и таз для умывания. Пушкин жил в комнате под номером 14. Поэт затем нередко вспоминал про своё лицейское жилище и даже использовал «14» как творческий псевдоним.
Александр Сергеевич Пушкин, как и другие выпускники, на всю жизнь память о лицейских годах и своих товарищах по учёбе. Специально к 10-летию выпуска, к 19 сентября 1837 года Пушкин в Михайловском написал проникновенные строки:
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село».
Стихотворение успело к годовщине, и с большим воодушевлением было встречено лицеистами, многократно переписывалось и быстро распространилось среди просвещённой публики в Петербурге.
6 сентября 1843 года лицей был переведён в Санкт-Петербург и по указанию императора Николая I получил наименование Императорского Александровского лицея.
Несмотря на переезд, традиции, заложенные ещё в Царском селе, поддерживались и сохранялись и в Александровском лицее. В лицее обязательно отмечались три даты – 19 октября, день открытия лицея, а также дни рождения и смерти Александра Пушкина. Память о Пушкине бережно сохранялась не столько администрацией, сколько самими лицеистами, бережно передающими эстафету этой традиции от одного набора к другому.
19 октября также обязательно собирались все бывшие лицеисты, кто мог приехать, на традиционный «лицейский обед» - встречу выпускников.
В 1889 году перед главным входом в лицей установили бронзовый бюст Александра I, а в саду – гипсовый памятник Александру Пушкину. В 1899 году вместо гипсового памятника был установлен бронзовый бюст великого русского поэта. В 1990 году в Царском селе в Лицейском саду открыли бронзовый памятник Пушкину-лицеисту.
История лицея завершилась 29 мая 1918 года, когда учебное заведение было закрыто по постановлению Совета Народных Комиссаров, а его помещения переданы Пролетарскому техникуму.
Тем не менее, даже в эмиграции бывшие лицеисты собирались каждый год 19 октября, писали и зачитывали друг другу стихи, посвящённые этой дате. Всё завершилось в 1970 году со смертью последнего поэта лицея Владимира Ильяшенко, который написал в одном из своих стихотворений: «Лицей - это в капле былая Россия».
Музей лицея был открыт в городе Пушкине в 1974 году.
В 2011 году Банк России в связи с 200-летием Царскосельского лицея выпустил в обращение памятную монету.
Казалось бы, Царскосельский лицей давно стал нашей глубокой историей, но недавно ректор Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Алексей Комиссаров выступил с идеей возрождения Царскосельского лицея в Санкт-Петербурге. 26 сентября 2023 года Алексей Комиссаров изложил эту идею президенту России Владимиру Владимировичу Путину, отметив главную идею, которая перекликается с идеей исторического Царскосельского лицея – воспитывать в молодёжи патриотическое начало, дать прекрасное образование и готовить молодёжь к государственной службе. Владимир Путин идею поддержал, но поинтересовался, как это будет сочетаться с работой музея, который располагается как раз в исторических помещениях лицея. А.Комиссаров пояснил, что прорабатываются различные варианты, в том числе такие, при которых могут частично использоваться исторический площади, а частично – новые. При этом РАНХиГС самостоятельно изыщет финансирование для открытия Царскосельского лицея.
В новый лицей предполагается принимать наиболее одарённых школьников с активной жизненной позицией. Ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров в интервью «Российской газете» пояснил, почему с этой идеей выступило именно его учебное заведение: «У Президентской академии - огромный опыт обучения управленцев всех уровней: уже более века вуз успешно готовит специалистов, которые работают в органах государственной власти, становятся лидерами бизнеса. Прийти к нам учиться можно уже в 14 лет, а верхняя планка - не ограничена. Очень важна для нас работа со школами. Дни открытых дверей, экскурсии, лекции и мастер-классы для ребят мы проводим регулярно. А наш филиал в Санкт-Петербурге активно сотрудничает более чем с 70 школами и гимназиями, где проходят научные конкурсы и олимпиады».
Ректор также добавил, что эта работа привела к пониманию того, что способность мыслить стратегически, проявлять управленческие умения и таланты возникает уже в середине школьного возраста, начиная с которого и принимали воспитанников в исторический Императорских Царскосельский лицей.
Всё это особенно важно в современных условиях, когда Россия, проводящая самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, сталкивается с сильным давлением со стороны США и коллективного Запада, а студентам из России, которые обучаются в этих странах, внушается неприязнь к своей родине. Как раз такие учебные заведения, как будущий Царскосельский лицей, окажут неоценимую услугу в части формирования будущих управленческих кадров, воспитанные на отечественной образовательной и воспитательной традиции.
Россия и Белоруссия – части Союзного государства. Системы образования двух стран, как другие сферы деятельности общества и государства, тесно взаимосвязаны. Белорусские студенты обучаются в России, а российские – в Белоруссии. Поэтому тема возрождённого Царскосельского лицея будет актуальна и для белорусских школьников, которые при наличии такой возможности, как показывает сложившаяся практика, также постараются воспользоваться возможностями, которые появятся при открытии нового учебного заведения. Более того – такая совместная учёба, пронесённые через годы дружба и товарищество лицеистов обязательно найдёт своё продолжение в последующей жизни выпускников, а значит пойдёт во благо и укрепление Союзного государства.
В настоящее время в российских ВУЗах обучается около 12 тыс. белорусских студентов. При этом по квоте правительства России белорусским абитуриентам в текущем учебном году было предоставлено 1 300 бюджетных мест. Выпускники российских ВУЗов из Белоруссии могут претендовать на рабочие места, как в Белоруссии, так и в России.
Белоруссия также идет навстречу российским абитуриентам. Так, с 2022 года при наличии сертификатов единого госэкзамена россияне могут поступить в белорусские вузы без вступительных испытаний на 20% платных мест. Поступить можно на востребованные белорусской экономикой специальности, однако их количество будет расширено.
К сожалению, есть и пока не решённые проблемы. Так, студенты российских ВУЗов из Белоруссии не имеют права на отсрочку от военной службы – она распространяется только на белорусские ВУЗы. Это порождает множество проблем – от необходимости для юношей экстренно прерывать учёбу, до вопросов сохранения места учёбы после окончания службы в белорусской армии. Всё это ещё только предстоит урегулировать.
Комментариев пока нет