Андрей Геращенко: Царь Фёдор Первый. Последний из Рюриковичей
После смерти Ивана Грозного в 1584 году на престол взошёл его сын – Фёдор I. Многие историки называют царя Фёдора, последнего из династии Рюриковичей, человеком слабовольным и едва ли не слабоумным. Между тем при более внимательном рассмотрении его личности, и того, что он успел сделать, всё это вызывает серьёзные сомнения.
Как известно, «кровожадность» Ивана Грозного была сильно преувеличена – в то время во многих государствах Европы совершались куда более масштабные и жуткие злодеяния и истребления людей. То же можно сказать и о Фёдоре.
Последний из Рюриковичей был с самого раннего возраста человеком глубоко верующим и, что было редкостью в то время – человеколюбивым, склонным к гуманным поступкам. Ещё будучи царевичем, Фёдор любил колокольный звон, часто звонил в колокола, за что Иван Грозный прозвал его «звонарём».Взойдя на престол, Фёдор I освободил от казни осуждённых его отцом, многих выпустил из темниц и во всё время своего царствования без нужды не прибегал к каким-либо репрессиям, к которым был склонен Иван Грозный.
Фёдор проводил много времени в молитвах, посещениях храмов и монастырей. В вопросах государственного управления Фёдор прислушивался к мнению бояр. С 1587 года его особым расположением пользовался шурин и будущий русский царь Борис Годунов.
При «слабоумном» и «безвольном» Фёдоре сделано было очень многое. В 1585-1591 годах зодчим Фёдором Конём построены башни и стены Белого города.
Длина стен составила 10 километров при их толщине в 4,5 метра и высоте в 6-7 метров. Фактически, всего за шесть лет Москва стала мощной крепостью. В 1586 году Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку, которая и поныне украшает московский Кремль. В 1589 году в Русском царстве впервые учредили патриаршество.
А в результате русско-шведской войны 1590-1595 годов Швеции было нанесено поражение и возвращены Руси Ивангород, Копорье, Карелы и Ям. Таким образом, Фёдор избрал путь не единоличных решений, как его предшественники, а советов и согласований с наиболее значимыми боярами и талантливым государственником Борисом Годуновым.
О введении патриаршества на Руси поговорим более подробно. Патриаршество вводилось дважды и оба раза – перед наиболее сложными и тяжёлыми испытаниями (не считая монголо-татарского нашествия), которые выпали русскому народу за его долгую историю.
Впервые это произошло в 1589 году, в преддверии «смутного времени», а во второй раз – в конце 1917 года, сразу после Октябрьской революции, когда зашатались вековые устои нашего государства.
Дата рождения первого патриарха Иова точно неизвестна. Он с детских лет рос и воспитывался в городе Старицы, в Успенском монастыре. Там же принял постриг, а в 1569 году после посещения обители Иваном Грозным стал архимандритом. Царь запомнил Иова, и вскоре того перевели в Москву, где он управлял вначале Симоновым, а затем и Новоспасским монастырями.
Хорошее богословское образование и строгая жизнь принесли Иову заслуженную известность и авторитет. В 1581 году он стал коломенским епископом, а в 1586 году, уже при царе Фёдоре – архиепископом Ростовским. Он пользовался поддержкой как царя Фёдора, так и Бориса Годунова и был возведён в сан митрополита всея Руси в том же году вместо низложенного Дионисия.
И царь Фёдор, и его ближайший помощник Борис Годунов уже давно думали об учреждении патриаршества на Руси. Это были не только их личные устремления, но, что гораздо важнее, требования времени. Фактически Русское царство, ставшее культурным и религиозным наследником второго Рима – Константинополя, оставалось единственным православным государством мирового уровня. Древние патриархии – Константинопольская, Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская давно утратили своё былое величие и значение и находились в политической и административной зависимости от султанов Османской империи, да и большинство населения данных территорий исповедовали уже не христианство, а ислам. На землях Греции, Румынии, Сербии, Черногории и Болгария православные хоть и составляли большинство, но опять же, в административном и политическом смысле также зависели от османов.
То же можно сказать о белорусских и украинских землях, входящих в состав Великого княжества Литовского и Русского и Речи Посполитой, образованной по итогам Люблинской унии 1569 года. При сохранении в значительной степени православного обряда в результате государственной политики Речи Посполитой православные белорусских и украинских земель всё настойчивее подталкивались к заключению унии с католиками.
В этих условиях Русское царство оставалось последним оплотом православия, своеобразным политическим и религиозно-культурным Третьим Римом.В 1588 году проходили сложные переговоры с восточными патриархами, которые хоть и не желали поначалу введения патриаршества на Руси, но в итоге поняли, что это является единственно возможным выходом для православного мира в сложившейся ситуации. Несомненно, глубокая религиозность царя Фёдора сыграла в учреждении патриаршества на Руси далеко не последнюю роль. Сам Иов в переговорах не участвовал.
В 1588 году согласие восточных патриархов было получено, и 23 января 1589 года Иов был наречён, а 26 января – поставлен патриархом. Патриарх Иов провёл большую работу по внутреннему совершенствованию русской православной церкви после повышения её статуса до поместной.
В 1591 году в Угличе при загадочных обстоятельствах, при игре в ножики погиб младший брат царя Фёдора восьмилетний Димитрий. В связи с тем, что у Фёдора не было детей (его единственная дочь умерла в раннем возрасте), Димитрий был единственным наследником престола из династии Рюриковичей и его смерть породила целую цепь роковых для русской истории событий, приведших к потрясениям «великой смуты». Молва быстро приписала эту трагедию козням Бориса Годунова. В итоге была создана специальная комиссия, изучившая это дело, а судьёй выступил патриарх Иов – происшествие в Угличе в итоге признали несчастным случаем.
Впрочем, точку в данном деле поставить не удалось.А в 1596 году, во многом в ответ на введение патриаршества в Русском царстве, была подписана Брестская церковная уния, по итогам которой ряд епископов Киевской митрополии Константинопольского патриархата во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рогозой перешли в подчинение папе Римскому, сохранив обрядовую часть богослужения. В это же время в Бресте состоялся и православный собор во главе с патриаршим (Константинопольским) экзархом Никифором, двумя епископами и лидером православных Белоруссии и Украины князем Константином Острожским. Этот собор подтвердил приверженность православию и отверг унию.
Впоследствии это вылилось во многовековую борьбу на землях Украины и Белоруссии сторонников сохранения православия и тех, кто тяготел к союзу с католическим Римом. Тогда же возникла и стала укрепляться греко-католическая церковь, которая и сейчас пытается вернуть себе прежние позиции. Именно сторонники унии и в наше время отличаются особой непримиримостью в отношении православия в современных Украине и Белоруссии, часто активно участвуют в деятельность различных националистических партий и общественных объединений откровенно русофобского характера.
В 1958 году царь Фёдор умер, царица Ирина от власти отказалась. Династия Рюриковичей завершилась.Русское царство временно возглавил дуумвират – патриарх Иов и ближайший помощник Фёдора Борис Годунов.
Был созван Земский собор, по итогам которого к Борису Годунову отправился крестный ход с просьбой стать царём. Это во многом было заслугой и личным решением патриарха Иова, который заботился о преемственности власти, опасаясь серьёзных потрясений для царства.
Борис Годунов в первые годы своего царствования в большей степени советовался с боярами и патриархом Иовом, продолжая в какой-то мере традиции правления Фёдора, однако постепенно всё более тяготел к авторитаризму и репрессивным мерам.
Положение в Русском царстве было непростым – никак не удавалось преодолеть как экономические, так и социальные проблемы, чему мешало значительное расслоение феодального общества. Обнищание широких слоёв населения привело к широкому отчуждению жителей и по отношении к царской власти и к государству в целом.
В 1600 году в Перу произошло сильное извержение вулкана Уайнапутина. В атмосферу попало большое количество вулканического пепла и дыма, что вызвало эффект «вулканической зимы» - в течение нескольких лет температура на Земле была ниже нормы. В итоге с 1601 по 1603 год даже летом по ночам не прекращались заморозки, а снег выпадал уже в сентябре. В Европе особенно сильно страдало Русское царство, и так не избалованное теплом. В результате закономерной череды неурожаев разразился голод, в котором многие винили Годунова, считая это «божьей карой» за убийство Дмитрия.Такие настроения активно поддерживали и многие боярские роды, недовольные возвышением Годуновых.
В Москву стекались толпы голодных. Помещики выгоняли крестьян из имений, будучи не в состоянии их кормить. Собирались огромные банды до нескольких сот отчаявшихся и готовых на всё людей, которые грабили всё и вся. Государство стремительно теряло контроль за ситуацией в стране.
Дальнейшие события тесно связаны и с Белоруссией. У литовского князя Адама Вишневецкого объявился некий человек, назвавший себя спасшимся от смерти царевичем Димитрием. Личность Лжедмитрия I (имя, под которым он вошёл в историю) до сих пор точно не установлена и ведутся многочисленные споры. Наиболее общепринятой версией считается история о беглом монахе Григории Отрепьеве, который и выдавал себя за Димитрия, однако здесь также до сих пор много неясностей.
Новоявленный царевич при помощи польского магната Ежи Мнишека добился аудиенции у польского короля в начале 1604 года, а в апреле принял католицизм. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на Русское царство и помог ему собрать войско из наёмников и запорожских казаков. Взамен Лжедмитрий обещал передать Речи Посполитой часть земель.
В 1604 году это войско пересекло границу и разбило армию воеводы Ф.Мстиславского у Новгорода-Северского. Многие города сдались самозванцу без боя, потому что ненависть к Борису Годунову была к этому времени всеобщей. Однако 21 января1605 года войско Василия Шуйского разгромило захватчиков под Добрыничами.
17 апреля 1605 года скончался Борис Годунов.В этих сложных условиях, понимая степень нависшей опасности и над царством, и над православием, патриарх Иов занял мужественную и твёрдую позицию, назвав Лжедмитрия «еретиком и расстригой Гришкой Отрепьевым, преданным проклятию» и поддержал сына Годунова – шестнадцатилетнего Фёдора.
Но 1 июня в результате переворота Фёдор Годунов был свергнут с престола, а 10 июня убит вместе с матерью. При большом ликовании народа Лжедмитрий въехал в Москву. Московское боярство во главе с Богданом Бельским его поддержало. Патриарх Иов был смещён, а вместо него поставлен патриархом рязанский архиепископ Игнатий. Иов был заточён в Старицкий монастырь. 18 июля 1605 года в Москву была доставлена мать настоящего Дмитрия, которая… признала в Лжедмитрии своего сына. Это сняло последние сомнения, и Лжедмитрий стал царём.
Так на Руси начались времена, названные «великой смутой».
Комментариев пока нет