Андрей Геращенко. Белорусские дороги войны: Докшицы, Шуневка, Бегомль.
В Республике Беларусь есть такая хорошая и интересная акция – «Кніга пачынаецца з пісьменніка» («Книга начинается с писателя»). Наверное, у каждого писателя немало встреч в библиотеках, учреждениях культуры, музеях, учебных заведениях. Я в этом плане не составляю исключения, но, поскольку живу в Витебске, чаще всего встречаюсь с читателями в своём городе. Периодически выбираюсь и в другие города, обычно достаточно известные – в Минск, Псков, Полоцк, Новополоцк. А вот в райцентрах приходится бывать куда реже и в основном также в тех, что поблизости – Сенно, Городок.
В марте я получил приглашение приехать в Докшицы. Согласовали даты, я не слишком хотел ехать – далековато, 3,5 часа с пересадками в одну сторону, но звали настойчиво и 12 апреля, в День космонавтики, я отправился в путь.
В Бегомле на автовокзале меня встретили юрисконсульт отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Докшицкого райисполкома Павел Николаевич Латкович и заведующая Докшицкой детской библиотеки Елена Владимировна Гудзь.
По пути из Бегомля в Докшицы проехали мимо мемориального комплекса Шуневка, созданного на месте одноименной деревни, уничтоженной немецко-фашистскими оккупантами вместе с жителями, но об этом позже.
В Бегомле я бывал пару раз в 1990-е, когда выезжал на несколько дней в составе медико-психолого-педагогической комиссии в Бегомльский интернат, а вот Докшицы увидел впервые – это один из совсем немногих райцентров Витебщины, где я до этого не был.
Докшицы понравились – типичный белорусский уютный, чистый городок с большим количеством частного сектора, облагороженным озером, откуда берёт свой путь река Березина. В городе большинство православных, но католическая община тоже весьма сплочённая и активная. Действуют два красивых храма – православная Покровская церковь, построенная в 1900 году и католический костёл Святой Троицы, построенный в 1991-1994 годах на месте сожжённого в 1943 году деревянного костёла постройки XVIII века. При костёле в 2001 году был основан монастырь францисканцев.
Герб Докшиц тоже интересный – два кувшина, из которых вытекают потоки воды. Это не случайно, так как помимо Березины здесь исток реки Вилии. Воды первой заканчивают свой путь в Чёрном море, а второй – в Балтийском. Так что кувшины здесь повсюду и помимо самих рек символизируют достаток и изобилие, к которым белорусы всегда стремились своим упорным трудом, но, увы, чаще всего жили трудно.
Первая встреча с читателями, работниками библиотек и педагогами у меня состоялась в Докшицкой детской библиотеке. Начали встречу мы с прослушивания аудиокниги «Бельчонок» о белорусском мальчике Рыгорке, погибшем от рук немецко-фашистских оккупантов, записанной заслуженной артисткой Киргизиии Галиной Кетовой, затем перешли к теме войны вообще, к другим моим военным книгам – как из серии «История для школьников» Белорусской энциклопедии им. П.Бровки, так и к другим, более поздним. Поговорили про историю нашей Белой Руси в целом. Конечно же, не могли в День космонавтики не поговорить о белорусском вкладе в освоение космоса, белорусах-космонавтках Петре Климуке, Владимире Ковалёнке, Олеге Новицком, о белорусском космическом спутнике.
Ребята и взрослые задавали множество вопросов. Было видно, что они не готовили их заранее, тем интереснее было отвечать. Спрашивали, например, видел ли я белорусского президента А.Г.Лукашенко и сколько зарабатывают писатели.
Во встрече активное участие приняла директор ГУК «Докшицкая централизованная библиотечная система» Ирина Вячеславовна Корепанова.
П.Н.Латкович организовал прямую трансляцию встречи по сети Интернет. Онлайн-читатели также смогли задать свои вопросы.
Приятным сюрпризом для меня стала организованная выставка моих книг. В Докшицах она называлась «Путь к звёздам Андрея Геращенко», так как в день космонавтки вспомнили про мою книгу «Путь к звёздам. Малая энциклопедия космонавтки». Я убедился, что книги востребованы, их часто берут читать, используют на тех или иных мероприятиях. Конечно, постепенно книги ветшают от активного чтения, со временем их спишут, что мне как автору, немного грустно, однако это куда лучше, чем если бы они лежали красивые и блестящие мало кому нужным «мёртвым грузом».
Тем более, что я подарил библиотеке, школе и читателям новые свои книги. Специально захватил и на белорусском языке – “Беларускія п’есы” – в Докшицком районе, как впрочем, и везде у нас, при проведении мероприятий активно использую и русский, и белорусский языки.
По окончании встречи в Докшицах, попрощавшись с И.В.Корепановой и Е.В.Гудзь мы на машине П.Н.Латковича отправились в Бегомль. По пути, хоть и спешили, заехали в расположенный вдоль трассы мемориальный комплекс на месте сожжённой деревни Шуневки. П.Н.Латкович оказался интересным собеседником и хорошим лектором по комплексу, что и неудивительно, так как он работал здесь некоторое время ранее.
Шуневка – это ещё одна Хатынь… Дальва, Ола, сколько их, сожжённых, где заживо горели и жители – старики, женщины, дети… Я раньше слышал про эту сожжённую деревню, но в мемориальном комплексе побывал впервые. Здесь свои сильные эмоции и впечатления. Здесь и похоже, и не похоже на Хатынь. Похоже трагизмом произошедшего, ощущением какой-то потусторонней дикости и жестокости случившегося. Может даже общим подходом к формированию комплекса. Здесь тоже есть колокола, центральный памятник, фундаменты-остовы сожжённых домов, маленький музей, в котором нет каких-то изысков, новомодных компьютерных технологий, но есть щемящая память об испытанном людьми ужасе.
Напоминает Хатынь, и пусть всё меньше по масштабу, однако ничуть не меньше по пронзительности восприятия. На каждом фундаменте-остове на месте сожжённого дома ступени, которые ведут в пустоту, а на бронзовом пламени имена тех, кто когда-то жил здесь. Но есть в Шуневке много и своего, отличного от того, что я видел в Хатыни. Кстати, в Хатыни на «Кладбище сожжённых деревень» есть и Шуневка.
Есть, например, символический колодец, куда оккупанты побросали 15 убитых детей, которым было всего от 1 до 7 лет. За них пыталась заступиться учительница Нина Рудковская, просила нелюдей не трогать детей, она знала немецкий. Ей бросилась помогать уговаривать палачей её ученица, семиклассница. Их бросили в колодец живьём первыми, а затем туда же и малышей, забросали гранатами. Там они все и умерли, а Нина Рудковская повторила нравственный и педагогический подвиг Януша Корчака. В колодце на сломанном летучем змее написаны имена погибших детей.
Остальных жителей Шуневки сожгли заживо в сарае. Всего вместе с детьми и учительницей из колодца погибли 66 человек.
Центральным памятником комплекса является бронзовая скульптура женщины-матери, воздевшей руки к небесам.
Мемориальный комплекс имеет своё собственное название – «Проклятие фашизму».
Трагедия произошла 22 мая 1943 года – ровно через два месяца после сожжения Хатыни.
Из всех жителей Шуневки спаслись всего трое, поэтому после войны деревню так и не восстановили – некому было да уже и незачем, почти все погибли, но памятник после войны установили – деньги сообща собрали жители окрестных деревень.
3 июля 1983 года, сорок лет спустя после этой страшной трагедии открыли мемориальный комплекс, авторами которого стали народный художник А.А.Аникейчик и архитекторы Ю.М.Градов и Л.М.Левин. В 2010 году «Проклятие фашизму» реконструировали, и он в общих чертах приобрёл современный облик.
Каратели – немецко-фашистские оккупанты и предатели-полицаи таким образом проводили операцию «Котбус», целью которой был разгром обширной Борисовско-Бегомльской партизанской зоны. Карательная операция проводилась в мае-июне 1943 года. Не снискав особых успехов в кровопролитных боях с партизанами, каратели сожгли 97 деревень, 3 972 двора, убили более 20 000 человек, а три деревни – Шуневку, Золотухи и Азарцы сожгли вместе с людьми.
Уже в декабре 1942 года знаменитая партизанская бригада «Железняк» освободила Бегомль, а к началу 1943 года – весь Бегомльский район. Была освобождена и северная часть Борисовского района – под контролем партизан оказалось 2 250 кв. километров свободной от врага территории и население в количестве 40 000 человек. Была восстановлена советская власть, а Бегомль стал центром партизанской зоны.
Несмотря на жестокость карателей волю белорусского народа к освобождению было не сломать. Партизанская зона не только сохранилась, но к концу 1943 года значительно расширилась. Под контролем белорусских партизан было уже около 6 000 кв. километров и примерно 1 100 населённых пунктов Бегомльского, Борисовского, Крупского, Логойского, Плещеницкого, Смолевичского, Холопеничского и других районов.
На контролируемой партизанами территории издавались газеты, поддерживалась радио и почтовая связь с Большой землёй (территорией СССР), действовали комендатуры, велись сельскохозяйственные работы.
С марта 1943 года в Бегомле действовал партизанский аэродром, благодаря которому с советского тыла регулярно доставлялись оружие, боеприпасы, медикаменты не только для партизан Борисовско-Бегомльской зоны, но и тех, кто действовал в соседних районах Витебской и Вилейской областей.
Партизанские зоны, ведя непрерывные бои со старавшимися разгромить их карателями, не имели постоянных границ, но постепенно расширялись. В результате слияния Борисовско-Бегомльской, Полоцко-Лепельской и Сенненско-Оршанской партизанских зон свободная от врага территория достигла 11 000 кв. километров.
Постоянно сражаясь с оккупантами, Борисовско-Бегомльскую партизанскую зону охраняли бригады «Железняк», «Народные мстители», имени В.Т.Воронянского, «дяди Коли», «Штурмовая», «Смерть фашизму», 1-я Антифашистская, имени Кирова и другие соединения – всего около 10 500 партизан. Партизаны опирались на помощь и поддержку подпольщиков Минска, Борисова, Докшиц.
И таких больших партизанских зон на оккупированной территории Белорусской ССР было несколько, а ещё множество свободных от врага зон поменьше. К моменту освобождения Белорусской ССР Красной Армией в результате операции «Багратион» в 1944 году партизаны очистили от врага 60% нашей республики – оккупанты контролировали лишь города, крупные деревни и основные пути сообщения между ними.
Борьба с карателями была постоянной. Оккупанты постоянно стремились разгромить партизан, бросали против них не только пехоту, но артиллерию, танки, авиацию.
Стремясь уничтожить Борисовско-Бегомльскую партизанскую зону, немецко-фашистские оккупанты в апреле-июне 1944 года провели друг за другом две масштабные карательные операции – «Весенний праздник» и «Баклан». Но партизаны стойко оборонялись, порой попадали в окружение, так как старались защитить мирное население, спасавшееся от уничтожения в лесах. В таких случаях партизаны шли на прорывы, выходя из окружения сами и выводя мирных людей, нанося при этом оккупантам тяжёлый урон. Одним из самых знаменитых таких прорывов было сражение в Ушачском районе, во время которого партизаны Полоцко-Лепельской зоны прорвали кольцо окружения, выведя из него 15 000 мирных стариков, женщин и детей. На мраморном подиуме мемориального комплекса «Прорыв» в Ушачском районе так написано об этом подвиге: «Партизанские соединения Полоцко-Лепельской зоны после длительных ожесточенных сражений с фашистскими карателями в мае 1944 года у деревень Плино и Паперино совершили легендарный прорыв вражеской блокады. Их было 17 185 против 60 тысяч. Мужество народа победило. Смерть стала бессмертием».
Партизаны стойко держали оборону до самого освобождения Красной Армии Белорусской ССР в результате операции «Багратион» летом 1944 года, оказали наступающим частям серьёзную поддержку, а затем влились в состав армии, продолжая бить фашистов уже в кадровых армейских рядах.
Неподалёку от Шуневки и деревня Небышино. Для меня это особенный момент – мои книги «Опалённая войной Белоруссия» и «Белоруссия в годы Великой Отечественной войны» написаны под впечатлением книги Ильи Копыла «Война. Небышино», посвящённой этим же местам и буквально пропитанной мерзким ядом антисоветизма и лжи о партизанах. Фактически мои книги – ответ на опус Копыла и его грязь в отношении партизан. Теперь же, побывав в тех местах лично, я заново всё пережил – и то, как писал свои книги, и те события, в которых я сам не участвовал, но которые давно стали частью моей жизни.
В Бегомльском музее народной славы директором Ольгой Михайловной Талярёнок совместно с заведующей Бегомльской горпоселковой библиотекой Ольгой Михайловной Батуро была организована ещё одна встреча с педагогами и школьниками Бегомля. Во время этой встречи также велась онлайн-трансляция и к нам подключился Дмитриевский краеведческий музей из России. В Бегомле также была выставка моих книг, но не всех – часть из них, как мне пояснили, была «на руках у читателей», что меня лишь порадовало. Снова говорили на те же темы, что и в Докшицах, снова было много вопросов от ребят и взрослых. Так же, как и в Докшицах, подарил в Бегомле свои книги. С Бегомлем меня связывает ещё один любопытный момент – находясь здесь в командировке в 1990-х, я написал часть текста своей молодёжной повести «На исходе детства», и вот теперь, спустя почти четверть века подарил бегомлянам эту книгу, вышедшую в 2021 году в Алтайском крае России.
До моего отъезда оставалось совсем немного времени и меня очень быстро провели по залам Бегомльского музея. Музей очень интересный, его стоит посмотреть. Я обязательно при случае так и сделаю – а так я пробежался по нему в стиле «галопом по Европам», поэтому отмечу лишь самые общие впечатления: интересные карты, схемы, экспонаты, большую коллекцию стрелкового оружия.
Меня провожал уже упомянутый мною П.Н.Латкович. Он помимо всего прочего член Молодёжной палаты. Когда выдвигают таких активных, неравнодушных к судьбе своей страны людей, это всегда приятно и, что важнее – правильно.
Домой я привёз не только море впечатлений от поездки, но и подаренную мне Е.В.Гудзь в Докшицах пасхальную плетёную корзинку, упакованную в виде большого подарка. Чего в ней только не оказалось – и вкусный фирменный докшицкий хлеб, и кольцо колбасы, мёд, оплетённая плотными нитками бутылка (содержимое мне пока неизвестно – открою на пасху). А ещё белорусские конфеты и книгу «Память» Докшицкого района, которая сейчас раскрытая лежит передо мной, когда я заканчиваю писать эту статью и которая помогла мне понять многие детали истории этих мест.
Докшицкий район напоминает нашу Республику Беларусь в миниатюре. Он даже состоит из двух частей – Докшицы и окрестности были до 1939 года оккупированы Польшей, а Бегомль и окрестности находились в составе Белорусской ССР. Но один народ не мог жить разделённым – поэтому здесь, на Докшицко-Бегомльской земле я по-особому ощутил важность праздника Дня народного единства, который белорусы теперь празднуют 17 сентября на государственном уровне. Мы – один народ и нас не разделить!
Комментариев пока нет