Главная / Аналитика Русского дома / Андрей Геращенко: 30 лет без Советского Союза

Андрей Геращенко: 30 лет без Советского Союза

← Предыдущая Следующая →
0
Андрей Геращенко: 30 лет без Советского Союза

Если бы в 1981 году, когда я был ещё школьником, мне бы рассказали, каким будет наш мир в 2021 году, я бы счёл это чьей-то больной фантазией. Таких слов как «антиутопия», я тогда ещё не знал, но это было бы воспринято мною тогда, как и практически всеми советскими людьми, именно как «антиутопия» - нечто совершенно зловещее и нереальное. И уж тем более тогда ни я, обычный советский школьник, ни другие жители страны не поверили бы, что пройдёт всего 10 лет и страны не станет. И не просто страны, а мировой супердержавы, от воли которой наряду с США зависели судьбы всего мира.
    
8 декабря 1991 года, ровно 30 лет назад, в правительственном санатории «Вискули» в белорусской Беловежской пуще было совершено чудовищное по своим последствием злодеяние против советского народа, против русской цивилизации и русской истории – по воле шести авантюристов вопреки законодательству СССР, вопреки воле народа и хоть уже и предельно слабого, но всё ещё существующего на тот момент союзного руководства было заявлено о прекращении существования Советского Союза и создании некоего аморфного Содружества Независимых Государств. Как эмоционально написал тогда один из журналистов – «мы все утром проснулись в каком-то непонятном «г».
    
Я хорошо помню смерть легендарного советского лидера, Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Это был 1982 год. Я услышал это известие по радио, когда в школе сидел в стоматологическом кресле. Доктор опешила и принялась обсуждать мрачную новость, неожиданно прозвучавшую из радиоточки, с помощницей-медсестрой. Про меня едва не забыли, но всё же залечили зуб и отправили восвояси. Вот эту растерянность женщины-стоматолога я запомнил на всю жизнь.
    
К Брежневу относились тогда по-разному, но дело было не в самом Брежневе – вся страна неожиданно ощутила какую-то почти экзистенциальную  тревогу за своё будущее.
    
Вспоминая те дни, хочу отметить, что тревогу высказывали, прежде всего, простые люди – рабочие, сельчане, ветераны и пенсионеры. «Будет война», «Будет что-то плохое», - говорили и шептались повсеместно. Помню, как это раздражало и даже едва ли не веселило нашу интеллигенцию и молодёжь – дескать, «тёмные» и «необразованные» люди придумывают себе страшилки.
    
А люди… чувствовали, что всё идёт как-то не так…
    
Последовали краткие времена пытавшегося сохранить страну Юрия Андропова, просто доживающего свою жизнь Константина Черненко.
    
Уходило поколение «победителей» - тех, кто прошёл Великую Отечественную войну, тех, кто в голоде, холоде, нужде и лишениях построил Советский Союз, сделав его наряду с США самой могущественной державой на планете.
    
Им на смену шли карьеристы и приспособленцы, люди с «гибким» мышлением, с такими же «гибкими» взглядами на жизнь… Привыкшие «говорить, говорить и ещё раз говорить».
    
Таким же был и новый советский лидер Михаил Сергеевич Горбачёв, в буквальном смысле воплотивший в своей персоне дух нового, насквозь пропитанного карьеризмом и мелочной говорильней, поколения партийных и хозяйственных руководителей. Они были как на подбор славолюбивые.
    
Помните, слова Александра Пушкина из «Евгения Онегина», сказанные в адрес иного властителя России, но очень точно характеризующие Михаила Горбачёва:

«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда».
    
Наступила эпоха говорильни – «перестройка», «новое мышление», «гласность». Горбачёв говорил много, сам порой плохо понимая смысл собственных речей. За рубежом Горбачёва хвалили, дома – всё больше ругали. Страна стремительно начала скатываться в пропасть – помимо доставшихся Горбачёву в наследство экономических проблем новый лидер умудрился усугубить это всё полным развалов государственно-административной системы, а «диалог» с США и НАТО был сведён к фактической капитуляции Советского Союза, одностороннему разоружению, потере контроля вначале над странами Варшавского договора, а затем и над собственными территориями. Во многих местах умирающего СССР начались вооружённые столкновения.
    
Вокруг Горбачёва сложилось и своеобразное окружение – все эти изначально «убеждённые ленинцы-марксисты», а затем «сторонники перестройки и гласности» в лице Шеварднадзе, Яковлева, Кравчука и иже с ними не помышляли уже ни о чём ином кроме сохранения личного благополучия. Увы, таковыми оказалось и командование силовых структур – армии, милиции, спецслужб. Это был распад из центра – «рыба» начала «гнить с головы».
    
Те, кого взрастили уже эти, были ещё хуже. ВЛКСМ на глазах из молодёжной патриотической организации превращался в конвейер карьерного роста. И многие выходцы из ЦК ВЛКСМ были уже не только славолюбивыми – они были, увы, и чрезвычайно сребролюбивыми. Именно с подачи «ленинского союза молодёжи» пошли процессы создания первых кооперативов.
    
Глядя на это перерождение элит, я с грустью отмечал для себя аналогию с эволюцией динозавров. От динозавров произошли птицы. Когда-то по Земле бродили грозные ящеры, теперь их далёкие измельчавшие потомки в образе кур роются в пыли в поисках червяков и зёрен…
    
19-21 августа 1991 года после неудачной попытки ГКЧП взять страну под контроль и остановить распад, последовала мощная атака на сами основы советского государственного строя, «горячо поддержанная»  США и их сателлитами и 8 декабря 1991 года Советского Союза не стало.
    
Дальше был распад страны, войны, гибель людей, изгнание из своих домов. Миллионы русских и людей иных национальностей оказались вне территории сохранившегося самого большого осколка СССР – Российской Федерации, вне территории своих стран – бывших советских республик. Так и появились миллионы российских соотечественников, повторившие «великий русский исход» после Октябрьской революции и Гражданской войны начала ХХ века. Но теперь не люди покинули Россию – теперь сама Россия покинула людей, отодвинув далеко вглубь страны государственные границы на европейском и среднеазиатском направлениях.
    
Но самым страшным было то, что оказалось разрушено ядро Русского мира и русской цивилизации – Россию, Белоруссию и Украину разделили границы. Один большой народ оказался разделённым на три государства.
    
Последовали тридцать лет борьбы за то, чтобы окончательно не исчезнуть с мировой карты. Россия и Белоруссия строят Союзное государство, происходит движение навстречу друг другу в рамках ЕАЭС, ОДКБ. Но Прибалтика – в НАТО, Украина – под внешним управлением США. Предстоят ещё годы борьбы за само наше право существовать и самостоятельно принимать решения о своём будущем. Наши утраты огромны и невосполнимы… 8 декабря 1991 года – страшный урок, который мы, увы, до конца так и не усвоили.
    
Советский Союз моего детства и моей молодости… Стройки, БАМ, успехи в космосе, работающие предприятия, колхозы и совхозы, большая наука, пионерские костры, комсомольские стройотряды, первомайские и ноябрьские шествия и демонстрации, книги, журналы, уверенность в завтрашнем дне, возможность идти к своей мечте и гордость за свою самую большую и сильную страну в мире…
    
Прощай, «страна героев, страна мечтателей, страна учёных!»… Советский Союз останется в наших душах и сердцах утраченной мечтой о всеобщем равенстве и благополучии. Так и не сбывшейся, но красивой и большой мечтой!
    
Вместо СССР и «мирового коммунизма» мы 30 лет спустя оказались внутри антиутопии, которую пророчески описал Иван Ефремов в своём романе «Час быка», но я верю, что «час быка» минует, и мы ещё встретим рассвет.
 

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение