Андрей Геращенко 25 лет Союзному государству. Поступательное движение вперёд. Из личного
Распад Советского Союза стал крупнейшим геополитическим потрясением не только ХХ века, но и, пожалуй, всей новейшей истории человечества. Ни распад Австро-Венгрии, ни два поражения Германии в мировых войнах, ни распад колониальных империй Британии и Франции не могут сравниться с последствиями крушения СССР в 1991 году.
Для меня лично это стало большой трагедией. Тогда, в 1991 году, я в числе своих однокурсников стал выпускником биолого-химического факультета Витебского педагогического института им. С.М.Кирова в рядах последнего выпуска Советского Союза.
По распределению мы с женой приехали работать в Холомерскую среднюю школу Городокского района Витебской области. Мы оба – химики и биологи. Место по специальности я уступил жене, а сам начал преподавать… историю. Это во многом предопределило мою дальнейшую жизнь – в итоге я стал автором более десятка научно-популярных книг по истории, в том числе вышедших в ведущем энциклопедическом издательстве страны «Белорусская энциклопедия им. П.Бровки». Кстати, в этом издательстве под мою книгу «Сыновья Отечества. Славный 1812 год» к 200-летию Отечественной войны 1812 года была основана серия «История для школьников», которая популярна среди подрастающего поколения и в наше время.
Я начал свою самостоятельную жизнь в Холомерьи как раз в дни августовских событий, когда созданный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) попытался остановить гибель страны уже на самом краю пропасти. Не смог, не сумел. Не хватило политической и личной воли, была потеряна управляемость, как силовых структур, так и страны в целом.
Помню, как прочёл в те полные драматизма трагические для страны дни статью белорусского «мастера журналистики» Павла Якубовича с уничижительной критикой ГКЧП. Особенно мне запомнился его журналистский перл о том, что лидер КГЧП Г.Янаев «никогда ничего не поднимал в своей жизни тяжелее стакана». Та откровенно коньюктурная публикация, вышедшая уже после поражения ГКЧП, вызвала у меня глубокий внутренний протест и неприятие П.Якубовича на долгие годы.
Я тогда удивил местных сельских педагогов тем, что организовал к растерянности директора школы сбор подписей в поддержку ГКЧП уже после его поражения.
Так тогда думали многие и ожидали от ГКЧП не призывов и воззваний, а спасения страны, в том числе силового. Это только Москва и Ленинград «бурлили праведным антикоммунистическим гневом» - страна в целом не поддерживала новоявленных «нигилистов». К сожалению, ГКЧП не смог решить задачу сохранения страны и в отличие от руководства КНР, которое смогло справиться с ситуацией и навести порядок после разгона в 1989 году антигосударственного митинга в Пекине на площади Тяньаньмэнь, проявило растерянность и нерешительность.
Самую неприглядную роль сыграли разложение КПСС и личность президента СССР М.Горбачев.
Полагаю, что к нему вполне применимы строки Александра Пушкина из «Евгения Онегина», относящиеся к Александру I:
“Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда”.
А 8 декабря 1991 года было совершено поистине билейское грехопадение элит –соглашение о разрушении страны и создании некоего аморфного СНГ подписали высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик – РСФСР, УССР и БССР, славянского ядра Советского Союза: Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис, Леонид Кравчук и Витольд Фокин, Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич соответственно.
Михаил Горбачёв не сделал ничего в этой ситуации для спасения страны и безвольно сложил свои полномочия 25 декабря 1991 года (по сути, повторив акт отречения от престола Николая II), поэтому является соучастником всего тогда произошедшего и седьмым прямым виновником разрушения страны.
Всё рухнуло и даже на белорусской земле, традиционно сильно настроенной просоюзно и пророссийски национализм и русофобия начали поднимать голову – правда, на первых порах осторожно, больше под антикоммунистическими лозунгами.
Зеркально повторилась ситуация с распадом и крахом Российском империи, разве что такой же, как и Николай II, слабый лидер М.Горбачёв вместе со своей семьёй не повторил страшную судьбу последнего российского императора, искупившего кровью всё им совершённое, а более того - не совершённое.
К слову, первые звоночки антисоветской и антисоюзной деятельности Белорусского народного фронта (БНФ) прозвенели в конце 80-х сразу после его создания. Я тогда в 1989 году вышел из ВЛКСМ. Не потому, что спешил “расстаться с коммунистическим прошлым”, а потому что видел процесс разложения комсомола, его самоустранение от борьбы за те же коммунистические идеалы, за сохранение СССР. Я демонстартивно ушел из комсомола из-за того, что он переставал быть коммунистическим и постепенно предавал ценности СССР. Но тогда же я отверг даже саму возможность оказаться в рядах БНФ – буквально с первых шагов было видно, что это глубоко антикоммунистическая, антисоветская, русофобская организация, ориентированная на США и коллективный Запад, к тому же использующая бело-красно-белую символику – символику полицаев и предателей, помогавших оккупантам в годы Великой Отечественной войны.
Сейчас многие пытаются сказать, что тогда “не сразу разобрались”, “не всё поняли”… Да всё поняли и во всём разобрались, стараясь поймать коньюктуру момента, а потом уже “посыпали голову пеплом”, так как приходы к власти вначале Александра Лукашенко, а затем Владимира Путина кардинально изменили ситуацию и русофобия и прозападная позиция не стали настолько очевидно перспективными.
Я никогда не был в рядах КПСС, не успел да и считал, что это далёкая перспектива – нужно было быть “достойным”. Но после распада СССР активно включился в общественно-политическую деятельность. Я не хотел мириться с распадом страны, не смог его принять. В политической деятельности я был последовательно членом трёх политичеаских партий – “Славянского Собора “Белая Русь”, “Белорусской патриотической партии” и “Республиканской партии труда и справедливости”. Все эти партии в той или иной мере объединяло стремление к союзу с Россией, сохранению всего ценного из советского прошлого и сремление к общему с Россией и Украиной будущему. С лидерами партий у меня установились хорошие деловые и личные отношения – с Николаем Сергеевым, генералом Анатолием Баранкевичем, Василием Заднепряным. Важной вехой того времени было Народное Движение Беларуси, которое возглавлял лидер ЛДПБ Сергей Гайдукевич.
Но у меня и многих моих товарищей по этой деятельности было понимание того, что партии не охватывают в полной мере то, что нам близко и дорого – наши общие цивилизационные ценности, единую историю, общую православную веру, общую судьбу русского, украинского и белорусского народов.
Отсюда и наше активное участие в движении российских соотечественников. Вначале в составе РОО “Русское общество”, БОО “Русь”, затем уже в качестве самостоятельной организациии – Витебского общественного объединения “Русский дом”.
10 июля 1994 года Президентом Республики Беларусь, набрав во втором туре 80,1% голосов избирателей, стал Александр Лукашенко. Тогда вся вертикаль работала на Вячеслава Кебича. Но я и мои товарищи сразу встали на сторону Лукашенко – собирали подписи, агитировали. Это была настоящая народная революция – массовый протест белорусов против развала СССР, за союз с Россией.
Эта политика, направленная на восстановление связей с Россией, встретила ярое сопротивление со стороны русофобов. В итоге Александр Лукашенко пошёл на референдум. 14 мая 1995 года 83,3% белорусов высказались за государственный статус русского языка, 75,1% за то, чтобы убрать бело-красно-белый флаг, заменив его на нынешний красно-зелёный, с национальнм белорусским орнаментом, 83,3% за интеграцию с Россией. Окончательное поражение русофобам было нанесено 24 ноября 1996 года, когда на втором общенациональном референдуме 88,18% белорусов проголосовали за перенос даты Дня независимости на 3 июля – дня освобождения Минска от немецко-фашистских оккупантов в 1944 году. Конечно же я и мои товарищи полностью поддерживали все эти инициативы Александра Лукашенко, активно способствовали их реализации.
Выполняя свои предвыборные обещание, реализуя собственные взгляды и мысли, Александр Лукашенко пошёл на сближение с Россией. 25 лет назад, 8 декабря 1999 года, в тот же день, в который было подписано соглашение о разрушении СССР в Беловежской пуще, в Москве Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали договор о создании Союзного государства. Предполагалось, что со временем к договору подключится и Украина.
Это был важный личный шаг и для Бориса Ельцина – уходящий российский президент, насколько смог, сделал то, что хоть частично реабилитировало его после участия в развале Советского Союза в 1991 году.
31 декабря 1999 года Борис Ельцин передал властные полномочия Владимиру Путину, так что совсем скоро мы отметим 25-летие нахождения нынешнего российского Президента у руля России.
Казалось бы, союзные и интеграционные процессы необратимо пойдут вперёд. Но все оказалось не так просто. Слишком разными по размерам, общественному укладу и многим другим параметрам были Российская Федерация и Республика Беларусь. В обоих странах активно действовали силы, препятствующие интеграции и союзному строительству. Возникали многочисленные газовые, нефтяные и прочие российско-белорусские споры.
Русофобы и стронники “европейского выбора” в Республике Беларусь тоже никуда не исчезли – активно пошли прежде всего в гуманитарную сферу, культуру, образование. Быший министр культуры Павел Латушко, активно продвигавший в то время самые разнообразные русофобские инициативы, сейчас бежал за границу и уже оттуда пытается помогать “смене власти” в Республике Беларусь.
Эти силы активно атаковали наши организации, призывали власти расправиться с нами – дескать, все эти “российские соотечественники” и “сторонники интеграции” ставят своей целью “ликвидировать независимость Беларуси и включить её в состав России”. Увы, часто эти призывы достигали своей цели. Мы прошли через непростой период.
Попытка захвата власти в 2020 году бело-красно-белой оппозицией во многом стала холодным душем для белорусской власти – многим стало понятно, что все эти “спящие ячейки” русофобии и национализма в самых разных сферах общества, которые поддерживались под предлогом “укрепления суверенитета и национального самосознания” едва не достигли размера бесконтрольной раковой опухоли. Лишь личное мужество Александра Лукашенко, верность большинства белорусского народа идеям интеграции с Россией и поддержка самой России и Владимира Путина позволили сохранить управление страной и не дать совершиться белорусскому майдану.
Попытка захвата власти в Ресчпублике Беларусь в 2020 году и начало СВО России на Украине в 2022 году расставило многое по своим местам и всем стало ясно, что мы должны быть вместе. Союзное строительство в итоге приобрело новую динамику и ускорение после долгих лет застоя и ходьбы по кругу на одном месте.
Изменилась и ситуация в обществе. Если каких-нибудь пять лет назад нам было сложно проводить свои мероприятия, так как чиновники на местах “не получали указаний” способствовать российско-белорусской интеграции, то сейчас к этой деятельности подключились самые широкие круги белорусского общества: парламенты, партии, общественные организации, учреждения, предприятия… Кто искренне, радуясь открывшимся новым возможностям, кто из коньюктурных соображений, чтобы соответствовать “линии партии”. Но это не так и важно – главное, что “процесс пошёл” и темпы развития Союзного государства России и Беларуси получили новый мощный импульс для движения вперёд.
Мы, наблюдая торжества по случаю 25-летия Союзного государства, смотрели на это со стороны, как бременские музыканты, наблюдая за балом во дворце короля с улицы. Впрочем, это не ново. Так же мы наблюдали и за торжествами по случаю 17 сентября – Дня народного единства Беларуси, за который мы боролись все эти годы. Это не самое главное. Куда нас только не зовут – и туда не зовут, и сюда не зовут… И ещё куда только не позовут в будущем. Мы привыкли. Важнее не это, а то, что тысячи наших мероприятий, сотни круглых столов и конференций, тысячи статей, изданные книги – всё это четверь века было направлено на сохранение и усиление российско-белорусской интеграции, укрепление Союзного государства. И были мы “на праздничном балу” или нет, не важно – зато там были и те, кто эти годы морщился от одного только упоминания о необходимости усиления российско-белорусской интеграции. А значит всё, что мы делали, было не зря.
26 января 2025 года мы все единодушно поддержим переизбрание на очередной срок нашего Президента Александра Лукашенко, чья личная позиция и политическая воля в решающей степени обеспечили наш союз с Россией.
Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.
Комментариев пока нет