Главная / Аналитика Русского дома / Андрей Геращенко: Пора в Республике Беларусь перестать прославлять пособников фашистских оккупантов!

Андрей Геращенко: Пора в Республике Беларусь перестать прославлять пособников фашистских оккупантов!

← Предыдущая Следующая →
0
Андрей Геращенко: Пора в Республике Беларусь перестать прославлять пособников фашистских оккупантов!

Казалось бы, после того, что пережила Республика Беларусь в 2020 году после президентских выборов, властям нужно было бы сделать соответствующие выводы. Я надеюсь, что эти выводы уже в основном сделаны, однако пока это видно только на белорусском телевидении и в официальных СМИ – впервые за многие годы на белорусском ТВ, в «Советской Белоруссии» и других ведущих газетах наконец-то стали появляться интересные, острые аналитические материалы – государственные ТВ и СМИ становятся, наконец-то, по-настоящему злободневными и интересными. 

Это в целом. Но во многих сферах общественной жизни до сих пор царят «прежние порядки», когда, формально являясь государственными, многие учреждения проводят фактически антигосударственную линию, старательно подрывая это самое государство изнутри.

Все эти «общенародные протесты», многотысячные хождения под бело-красно-белыми флагами полицаев и приспешников фашистов, выкрикиванием лозунга тех же коллаборантов времён Великой Отечественной войны «Жыве Беларусь!» не могли появиться спонтанно сами по себе – во всяком случае, в таком масштабе. В попытку государственного переворота было вовлечено огромное количество молодёжи.

Ядро вышедшей на улицы наших городов под бело-красно-белыми флагами молодёжи составили футбольные фанаты, завсегдатаи различного рода кафе и баров с националистическим душком, посетители подобных магазинов, легально долгие годы торгующих этой символикой под видом национальной, молодёжь из различных формальных и неформальных общественных объединений, прозападных политических партий, ряда клубов единоборств, взятых националистами под свою опеку, таких же клубов «любителей истории и реконструкции» и т.д.

Однако вышедшее на улицу количество молодёжи гораздо больше, нежели могли дать все перечисленные вверху структуры вместе взятые. Безусловно, все эти годы в белорусском обществе шли процессы, которые во многом и сформировали такие настроения в молодёжной и гуманитарной среде. Вспомните, как часто в протестах и уличных акциях принимали участие актёры белорусских театров, преподаватели гуманитарной сферы – те люди, которые формировали у той же молодёжи мировоззрение долгие годы, причём антигосударственное мировоззрение за счёт государственного бюджета.

И вот здесь, возвращаясь к антигосударственной линии отдельных государственных структур, а то и целых ведомств, я хочу поговорить о позиции министерства культуры и подведомственных ему учреждений.

Собственно говоря, я это вижу давно. Налицо явная политика по оправданию разного рода полицаев и приспешников фашистов, которые в той или иной мере относятся к категории «творческих работников». Прежде всего, это касается писателей и поэтов, драматургов. Эта сфера мне, как писателю, ближе всего, и я обо всём этом говорил в своих последних книгах: «Опалённая войной Белоруссия» (2019), «Белоруссия в годы Великой Отечественной войны» (2020), «Белая Русь от древнейших времён до современности» (2020), совместной с Львом Криштаповичем «Священная война» (2021) и др.

Речь идёт о том, что в Белоруссии уже многие годы в различных учреждениях культуры проводятся «мероприятия», посвящённые разного рода «поэтам, драматургам и подвижникам белорусской культуры», которые «внесли большой вклад в формирование национального самосознания», а на самом деле были пособниками фашистов и предателями белорусского народа, вставшими на сторону оккупантов в годы Великой Отечественной войны, верой и правдой служившими гитлеровцам, уничтожившим треть белорусского народа в военное лихолетье. Нет, молодёжи про их предательство и службу оккупантам не рассказывают – рассказывают про «большой вклад в национальную культуру». В крайнем случае, обмолвятся полусловом о «трудном и непростом жизненном пути». Что может вынести молодёжь, школьники, студенты из таких мероприятий, когда уже потом, самостоятельно, молодые люди порой наталкиваются на неприглядные факты биографии так разрекламированных предателей и отщепенцев? Что служба гитлеровцам и предательство – это всего лишь «непростые жизненные обстоятельства»?

Предполагаю, что то же самое может происходить и в других сферах – музыке, живописи, иных сферах искусства – я здесь не настолько осведомлён, но думаю, что сам подход к обелению прислужников фашистов вполне может быть универсальным.

Пора перейти к конкретным примерам. 31 января 2020 года в филиале «Литературный музей Петруся Бровки» Государственного музея истории  белорусской литературы (Минск, ул. К.Маркса 30 – рядом с Администрацией Президента и Советом Республики!) прошло «театрализованное интерактивное мероприятие «Наталья Арсеньева: ангел или дьявол», о чём с удовольствием сообщила “Краязнаўчая газета”. Прочтя об этом, могилевчанин И.И.Мартынов, который долгие годы старается бороться с ползучей реабилитацией полицаев и фашистских прислужников, написал возмущённое письмо в министерство культуры Республики Беларусь, так как Наталья Арсеньева хорошо известна прежде всего в качестве пособницы фашистов. В годы войны она активно работала в учреждениях оккупационной немецко-фашистской администрации. В ответ на своё письмо И.И.Мартынов получил обескураживающий ответ от 28.12.2020  № 01-16 / 4-567 за подписью заместителя министра В.И.Громады, в котором было написано, что данное “мероприятие” прошло: “в рамках культурного проекта «Амазонки белорусской поэзии», цель которого - привлечь внимание посетителей к белорусской женской поэзии XX в. В ходе мероприятия были прочитаны пейзажные и философские, антивоенные тексты Н.Арсеньевой, даны эпизоды из личной жизни, рассказано про переводы на белорусский язык поэмы Адама Мицкевича, либретто к операм Клейста, Моцарта и др., выполненные поэтессой, а также приведены примеры высокой оценки ее стихов Максимом Горецким и Максимом Танком. Мероприятие носило познавательный и эстетический характер».

Можно прямо таки расплакаться от умиления от «целей и задач», а также «содержательной части» и даже посетовать на «ретроградство и непонимание» И.И.Мартыновым «благих целей», если бы не сама личность Натальи Арсеньевой, которая у любого нормального человека вызывает чувство омерзения.

На «дружной семейной паре» Ф.Кушеля и Н.Арсеньевой, выражаясь фигурально, клейма негде ставить. За свою жизнь Ф.Кушель и Н.Арсеньева, как это и заведено у подобной публики, сменили множество хозяев и господ. Многим клялись в верности и потом благополучно предавали в связи с «изменением обстоятельств». Однако если оставить в покое морально-этическую сторону их жизненного пути (мало ли на свете приспособленцев, прохвостов и мошенников), данная пара отметилась активным сотрудничеством с немецко-фашистскими оккупантами.

Ф.Кушель с октября 1941 года командует полицейскими курсами, преобразованными позже в Минскую полицейскую школу. Мало того, в 1942 году числился и сотрудником полицейского отдела минской тюрьмы. В июле 1942 года возглавил курсы офицерского состава для Белорусской самообороны. В декабре 1943 года вошёл в состав БЦР, а в марте 1944 года по предложению президента БЦР Р.Островского назначен руководителем созданной БКО. Успел лично «отличиться» в Докшицком районе Витебской области, где в 1944 году лично руководил батальонами БКО, которые сожгли несколько деревень.

Не особенно отставала от мужа и Н.Арсеньева. С 1942 года активно работала в изданиях «Белорусская газета» и «Голос деревни», издаваемых оккупантами для нацистской идеологической пропаганды в среде белорусов. Тоже была весьма «полезной» и в 1943 году дослужилась до должности цензора Генерального Комиссариата «Белорутения» и контролировала всё, что выходило официально на белорусском языке. Активно работала в рядах Белорусской самопомощи, СБМ, Белорусского культурного объединения. Охотно участвовала в различных культурных мероприятиях, организованных фашистами, выступала с собственными стихами. Именно тогда, в 1943 году, Н.Арсеньевой и был написан текст «Магутны Божа». Естественно, составляя «цвет» полицаев и предателей, супруги в числе первых попали в списки «делегатов» 2-го Всебелорусского конгресса.

Бежав в Германию, Ф.Кушель участвовал в комплектовании войск СС из числа белорусов. Когда в очередной раз «изменились обстоятельства», полицай перебежал к американцам, и в 1947 году вошёл в состав новой Рады БНР во главе с Н.Абрамчиком в качестве «военного министра» и по совместительству «генерала». В США оказалась и его жена, Н.Арсеньева. В том же 1947 году на слова Н.Арсеньевой «Магутны Божа» Н.Ровенский (во время оккупации – регент церковного хора) написал музыку. «Магутны Божа» Рада БНР считает своим «гимном». С тех пор белорусская эмиграция и наша бело-красно-белая публика усиленно продвигают этот «гимн» если и не в виде государственного, то хотя бы в качестве «духовного гимна христиан Беларуси».

Мне понятно возмущение могилевчанина И.И.Мартынова. Могилёв героически сражался в 1941 году. Именно там, под Могилёвом, на Буйничском поле Константин Симонов увидел, а потом и описал подвиг наших солдат, ценой своей жизни останавливавших немецкие танки. Всем нам хорошо знакомы подвиги могилёвских партизан и подпольщиков. Тем более печально, что в Могилёве с 1993 года проводится фестиваль «Магутны Божа». Вот что можно прочесть о данном фестивале на сайте Могилёвского облисполкома в архиве новостей культуры от 27 июля 2012 года: «Первый фестиваль «Магутны Божа» состоялся 11-17 июля 1993 года по инициативе настоятеля могилевского костела Успения Пресвятой девы Марии (сегодня епископа Витебского) Владислава Блина. Название форума произошло от первой строки произведения белорусского композитора Николая Ровенского на слова Натальи Арсеньевой «Магутны Божа». Эта молитва сегодня является настоящим духовным гимном христиан Беларуси и исполняется на различных религиозных мероприятиях».

Надо отдать должное – в октябре 2020 года новый патриарший экзарх митрополит Вениамин не рекомендовал исполнять «Магутны божа» в православных храмах – слишком уж полицайским душком попахивает от этой «молитвы».

Кстати, именно «Магутны божа», написанный женой полицая и прислужницей фашистов Н.Арсеньевой распевали в Минске во время протестов 2020 года "особо свядомыя" деятели культуры - актёры театров, певцы и музыканты.

В том же письме неугомонный И.И.Мартынов поднял и другую тему – не менее скандальное, как и в случае с Н.Арсеньевой, прославление «драматурга и основателя белорусских театральных традиций» Франциска Алехновича. В частности, в течение недавнего 2019 года в Витебске в театре имени Коласа шёл спектакль «Тень нашей мысли…» по пьесе Ф.Алехновича «Тени». С этим же спектаклем в марте 2017 года актёры театра Коласа посетили Вильнюс, показали там спектакль и «в день рождении драматурга» возложили цветы на его могилу. Стоит привести здесь фото с данного «мероприятия» - оно взято с сайта «Наша нива» (статья «Актёры Витебского театра имени Якуба Коласа побывали на могиле Франтишка Алехновича в день его рождения» от 10.03.2017). Актёры государственного театра поехали за рубеж за государственный счёт и там демонстративно провели акцию под бело-красно-белыми ленточками, показным образом подоткнутыми под красные и белые лампадки. Посмотрите, как они старались – даже подвинулись, чтобы ленточки были видны.

alachnovic_rosy-zfshk

Оно и понятно. При всём том, что Ф.Алехнович имел непосредственное отношение к становлению витебского театра, известен он хорошо и тем, что в годы войны поступил на службу немецко-фашистским оккупантам – редактировал газету «Беларускі голас”, которая с 1942 по 1944 годы всячески воспевала Гитлера, оккупантов, поливала грязью партизан и подпольщиков, Красную Армию. В годы оккупации также фашисты активно издавали и распространяли книгу Ф.Алехновича «В когтях ГПУ» с целью возбуждения у населения ненависти к СССР и привлечения к сотрудничеству с оккупантами.

В это самое время «белорусскую прессу» курировала Н.Арсеньева. Враги уничтожали наш народ, жгли белорусские деревни вместе со стариками, женщинами, детьми, оставшимися немногочисленными мужчинами, в концлагерях гибли сотни тысяч людей, в минском гетто и везде по стране уничтожали евреев от мала до велика, а эти мрази, эти «деятели белорусской культуры» угодливо улыбались оккупантам и старательно им прислуживали…

Впрочем, что там кровь и стоны миллионов белорусов… Мелочь, о которой за давностью лет не стоит вспоминать? Н.Арсеньева писала стихи, а Ф.Алехнович пьесы. Ведь объясняет же всё в том же письме И.И.Мартынову (а заодно и всем нам неразумным) по поводу пьесы Ф.Алехновича заместитель министра культуры В.И.Громада: «Пьеса «Тени» написана Ф. Алехновичем в 1920 году вышла в свет в 1921 году. К деятельности драматурга в годы Второй мировой войны она не имеет никакого отношения».

Можно здесь было бы вспомнить и о ползучей реабилитации ещё одной пособницы фашистов Ларисы Гениюш, других подобных неприглядных фактах.

Почему вышло столько молодёжи под бело-красно-белыми знамёнами полицаев и коллаборантов. Так ведь долгие годы эти самые полицаи и коллаборанты преподносятся белорусскому обществу в качестве «светочей национальной культуры». Неужели нельзя понять, что совершенно несовместимо почитание героев войны с почитанием полицаев и предателей?!

Вполне возможно, что для В.И.Громады Н.Арсеньева, Ф.Алехнович и прочие подобные персонажи – «значимые деятели белорусской культуры», а как по мне – так они предатели и прислужники фашистов, и я надеюсь, что они горят в аду в буквальном смысле этого слова, а их прославление не только аморально, но и преступно по своей сути.

Уверен, что на государственном уровне нужно законодательно закрепить запрет не только на бело-красно-белую символику, но и на любые попытки реабилитации бывших прислужников оккупантов! Иначе дело Латушко будет не только жить, но и расширяться. Думаю, многое в такой политике в сфере культуры закладывалось ещё в бытность этого деятеля министром культуры Республики Беларусь. Латушко уехал восвояси, но море маленьких латушек, которые, словно матрёшки, выпестованы были им и такими как он в различных структурах, продолжают своё дело. Не слишком ли вольно в последнее время стали себя чувствовать на белорусской земле духовные, а то и прямые потомки полицаев и предателей?

Пора «что-то менять в консерватории». И если власть этого не увидит или не захочет увидеть, последствия будут самыми роковыми и печальными. Пример соседней Украины с победившей бандеровской идеологией весьма красноречив.

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение