Витебский «Титаник»: крупнейшее кораблекрушение на Западной Двине произошло почти сто лет назад 

« Назад

Витебский «Титаник»: крупнейшее кораблекрушение на Западной Двине произошло почти сто лет назад  11.06.2018 16:32

Немногие знают, что 27 апреля 1919 года на Западной Двине произошла страшная авария парохода, в которой погибло не менее 100 человек. 

Кораблекрушение потерпел товаро-пассажирский заднеколесный однопалубный пароход «Надежда», который следовал вниз по реке из Витебска в Бешенковичи и наскочил на каменный ледорез витебского моста. 

Что представлял собой пароход «Надежда»? Судно было построено в 1892 году на верфи в Риге и принадлежало Первому обществу пароходства. Пароход мог перевозить до трехсот пассажиров. 

zL2H_3zsoZg

Капитаном «Надежды» 25 марта 1919 года был назначен 67-летний житель Дисны Михаил Михайлович Козловский, который более сорока лет водил суда по Западной Двине и хорошо знал фарватер от Двинска до Дисны. Капитан был грамотным, скромным, религиозным человеком, умел работать, под судом не состоял, «роста был среднего, питания ослабленного, поведения, безусловно, трезвого». 

27 апреля 1919 года в 9 часов утра пароход под управлением рулевого Якова Евдокимова прибыл из Бешенковичей в Витебск. Около двух часов дня он дал три свистка, после третьего скомандовал: «Ход вперед». «Надежда» отчалила от пристани пассажирским рейсом № 3 на Бешенковичи. Всего на ней в тот день было 242 пассажира, в том числе 5 детей. 

Пристань, от которой отправился пароход, располагалась у правого берега Западной Двины на расстоянии около 360 метров выше Двинского моста. Местные моряки знали два способа отчалить. Чаще всего они поднимались вверх по течению метров на 600-700 и там, далеко от моста, выполняли разворот, иногда делали это прямо от пристани, но судно не отвязывали. 

Капитан Козловский же прошел всего несколько метров вверх по течению и начал разворот. Маневр сразу не удался, дойдя больше, чем до середины реки, он скомандовал задний ход. Руль не слушался, корму тянуло вниз, да и ветер был против движения. Задним ходом пароход дошел до устья Витьбы и там был дан ход вперед по направлению к пролету моста. 

«Надежда» навалилась боком на каменный ледорез опоры моста. Капитан, некоторые пассажиры и члены команды полетели в холодную апрельскую воду, другие бросились на правый бок, чтобы вылезти на опору моста. Пароход накренился, зачерпнул окнами кают воду и стал тонуть. 

KFV3cxMCGFk

Первоначально расследование причин аварии было возложено на начальника витебской городской милиции Александра Реуцкого. А 28 апреля в Витебск прибыли специалисты из Смоленска: техник и юрист Управления водного транспорта Северо-Западной области (Севзапвода), которые организовали комиссию по расследованию обстоятельств аварии. Милиция не была привлечена к расследованию. 

После тщательного изучения всех материалов комиссия пришла к выводу, что капитан направил судно на ледорез без злого умысла, вследствие преклонного возраста и плохой погоды. 

В качестве причин аварии отмечались нарушения в работе Витебского рупвода: использование аварийных судов, назначение на работу пожилых людей без медицинского осмотра и документов, отсутствие четких правил судоходства и знаний в области оказания помощи пострадавшим в аварийной ситуации. А много людей погибло из-за того, что в первые минуты после столкновения они не смогли покинуть каюты, открыть двери и окна.

ВК


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить