Николай Сергеев: Патриотизм и его символы

« Назад

Николай Сергеев: Патриотизм и его символы 11.09.2018 14:42

В Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, немало говорится о патриотизме, патриотическом воспитании как молодежи, так и в целом граждан. Однако в настоящее время в различных общественных группах понятие патриотизм толкуется по-разному, нередко с прямо противоположных позиций. 

Взять хотя бы Украину. В этой братской (в прямом смысле) нам стране, колыбели Руси, патриотами себя называют те, кто отрекся от Руси и имени своих предков, кто ненавидит своих родных братьев великороссов и белорусов и пресмыкается перед извечными врагами русских (восточных) славян, кто вверг Украину в национальную катастрофу, превозносит в качестве героев пособников Гитлера (Бандеру, Шухевича и других военных преступников) и развязал кровавую войну на Донбассе.  

Бессмертный полк на Украине

Подлинные патриоты Украины верны памяти своих отцов и дедов, сокрушивших гитлеровский фашизм

Особую ненависть у этих лжепатриотов вызывают те украинцы, которые не приемлют бандеровский неонацизм, являются достойными сыновьями и внуками своих отцов и дедов, сокрушивших черный гитлеровский рейх и водрузивших красное знамя Великой Победы над поверженным Берлином. Именно они являются подлинными патриотами и поэтому бесстрашно выходят на акцию «Бессмертный полк» в различных городах Украины, несмотря на угрозы и нападения бандеровских нацистов, участвуют в великих крестных ходах Украинской православной церкви Московского патриархата, понимая, что без России и Белоруссии, т.е. вне Русского мира, Украина погибнет и навсегда уйдет в небытие.

Лучшие сыновья и дочери Украины сражаются на Донбассе против карательных войск бандеровского киевского режима. Герои Донбасса являются подлинными патриотами и наследниками Великой Победы над фашизмом. Именно они и есть надежда Украины на будущее.

 За Донбасс
Лучшие сыновья Украины сражаются против бандеровского нацизма

Итак, патриотизм - это стремление продолжить главное дело своих отцов и дедов, верность имени и заветам предков, желание сделать свою страну свободным, развитым и процветающим краем. И кто же в этом смысле является патриотом белорусской земли? 

Наши отцы и деды в годину тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны героически сражались в рядах Красной Армии, партизанских отрядах и патриотическом подполье не только против черного нацистского рейха (на который работала практически вся Европа), нацизма и фашизма как людоедских идеологий, но за Великую Советскую державу, за единство и братство советских народов. Это было главное дело наших отцов и дедов.

На знаменах воинских частей Красной Армии и партизанских отрядов были начертаны вдохновляющие слова «За нашу Советскую Родину!», простиравшуюся от Буга до Тихого океана, от Баренцева до Черного моря. Советские воины сражались под сенью Красного знамени и георгиевской ленты, которая реяла на знаменах гвардейских частей и осеняла высший знак солдатской доблести - Орден Славы. А после разгрома гитлеровского рейха знаменовала медаль «За Победу над Германией».

За нашу Советскую Родину
На знаменах частей Красной Армии были начертаны 
священные слова - «За нашу Советскую Родину!»

В 1991 году с нашим Отечеством случилась катастрофа. Советская держава ушла в историю. Но наши отцы и деды строили и защищали великую страну, а наши предки-русичи завещали нам крепить единство Руси, о чем говорится в бессмертном «Слове о полку Игореве». И долг каждого патриота следовать этим священным заветам.

При этом следует подчеркнуть, что единство Руси может иметь разные формы. За многовековую историю восточнославянского мира не раз случалось, что на Руси существовали различные государства, но при этом все они принадлежали к великому Русскому миру.

В начале это была Древнерусская (так ее принято называть в исторической науке) держава со стольным градом Киевом. К XII в. на Руси существовали великие княжества Владимирское, Галицкое, Черниговское, Рязанское  во главе со своими великими князьями. К середине XIII в. возникло еще великое княжество Смоленское, а с 1254 г. великие князья Галицкие стали носить титул «королей Руси».  Помимо этого, на Русской земле существовали Полоцкое, Туровское, Переяславское и другие княжества, а также вечевые республики -- Господин Великий Новгород и Господарь Псков.

Удельная Русь

В результате катастрофы монголо-татарского нашествия русские земли попали под иноземное владычество. Над Северо-Восточной Русью довлела Золотая Орда. Западная и Южная Русь оказались под властью в начале Литвы, а затем Польши.

При этом литовские князья женились на русских княжнах, активно воспринимали более высокую русскую культуру и в конечном счете Гедеминовичи стали вторым после Рюриковичей княжеским Домом на Руси.

Великое княжество Литовское и Русское достигло своего наибольшего могущества при великом князе Ольгерде, который соперничал с Великим княжеством Московским в собирании русским земель. «Вся Русь должна принадлежать Литве» - так определял свою политику Ольгерд, а его союзниками в деле собирания Руси выступали Тверь и Псков.

В ту пору Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское и Русское хоть и соперничали между собой за первенство на Руси, но при этом были мощнейшими державами Русского мира и составляли остов тогдашней Русской цивилизации. При этом дело шло к союзу и объединению этих двух ведущих русских держав. Этого чаял русский народ, за это ратовал Сергий Радонежский и другие православные святители, но этого страшились недруги Руси как на исламском востоке, так и на католическом западе. Ведь единая Русь становилась непобедимой, что в полной мере показала Куликовская битва (1380 г.).

За несколько лет до судьбоносного сражения Андрей Полоцкий заключил союз с великим князем Дмитрием Ивановичем Московским (будущим Донским), в результате которого на Куликовом поле против орды Мамая сражалась и западнорусская (полоцкий и витебский полки) кованая рать (тяжелая конница), внесшая весомый вклад в общерусскую победу. Сам же Андрей Полоцкий командовал полком правой руки русского войска. Тот союз между Андреем Полоцким и Дмитрием Московским можно по праву считать первым союзным договором между Западной Русью (будущей Белоруссией) и Московской Русью (будущей Великороссией). 

Кованая рать
Русская кованая рать идет на врага

После смерти Ольгерда великим князем Литовским и Русским стал не его законный наследник и старший сын, князь-воитель и ближайший сподвижник отца Андрей Полоцкий (гримасы судьбы?), а его сын от второй жены прожженной интриганки Ульяны Тверской Ягайло, что имело самые пагубные последствия для судьбы для Западной (Белой) Руси и Великого княжества Литовского и Русского в целом.

Тщеславный и недалекий Ягайло не только не продолжил дело отца по собиранию русских земель и упрочению русского начала в великом княжестве, а польстившись на корону польского короля и руку королевы Ядвиги заключил с Польским королевством Кревскую унию (1385 г.) и превратил могучую Литовско-Русскую державу в вассала польских магнатов и шляхты. Ягайло, получая корону польского короля обязался перед римским папой и польскими панами обратить в католичество своих литовских (язычников) и русских (православных) подданных и навечно «втелить» (т.е. присоединить) в Польшу Литву и Русь.

После Кревской унии Западная Русь столкнулась с нарастающим религиозным и национальным угнетением, которые резко усилились после Люблинской унии 1569 года и образования Речи Посполитой. Опутавшие польский королевский двор иезуиты намеревались уничтожить Православную веру на русских землях подвластных Речи Посполитой, а в национально-культурном отношении сделать так, чтобы «на Руси не было Руси».

Для этого в 1596 году под присмотром иезуитов по распоряжению польского короля Сигизмунда III Вазы часть западнорусских епископов-вероотступников во главе с митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси (так он официально именовался) Михаилом Рогозой провели Брестский церковный собор, на котором заявили о своем подчинении римскому папе, отречении от Православия и переходе в униатство. После чего король объявил Западнорусскую православную церковь вне закона, что породило глубокий религиозный раскол и жестокую религиозную вражду на русских землях Речи Посполитой. 

Михаил Рогоза
Михаил Рогоза (средневековый рисунок): этот вероотступник вверг
русские земли Речи Посполитой в многовековую религиозную
вражду, которая на Украине продолжается до сих пор

Но только одной церковной унии для ополячивания Белой Руси было недостаточно, тем более, что (как в насмешку над полонизаторами) униаты именовали свою новоявленную конфессию Русской греко-католической (униатской) церковью, глава которой носил титул митрополита Киевского и всея Руси.

В связи с чем в 1696 году последовал следующий шаг на пути воплощения порочной иезуитской доктрины чтобы «на Руси не было Руси». Сейм Речи Посполитой запрещает русский язык (в его западнорусском изводе) в государственной и деловой жизни великого княжества.

Постановление сейма Речи Посполитой носило характер жесткого предписания: «Pisarz powinien po Polsku, a nie po Rusku pisac» («писарь обязан по-польски, а не по-русски писать»). Тем самым великое княжество низводилось до уровня второсортной польской провинции.

Однако западнорусский народ не был безмолвным стадом безропотно сносившим гнет польско-шляхетских «пастырей», а вел упорную, нередко жестокую, борьбу против угнетателей, которая в итоге и стала главной причиной краха Речи Посполитой.

Вот только некоторые вехи вооруженной борьбы за свободу Западной/Белой Руси:
1385 г. – восстание князя Андрея Полоцкого против Кревской унии. Начало освободительной борьбы Западной Руси.

1430-1440 гг.- великий князь Литовский и Русский Свидригайло разрывает унию с Польшей. Создание Великого княжества Русского со столицей в Полоцке. Освободительная война против польско-литовской агрессии. Союзником Великого княжества Русского выступает Великое княжество Тверское. После падения Великое княжество Русского становится знаменем освободительной Западной/Белой и Юго-Западной/Малой Руси.

1481 г. – «заговор русских князей». Это был ответ на непрекращающиеся притеснения православных русских подданных со стороны польских королей и великих литовских князей. Заговор возглавляли западнорусские князья Федор Бельский, Михаил Олелькович и Иван Гольшанский. Целью заговора был захват короля и великого князя Казимира (в Кобрине на свадьбе Федора Бельского и княжны Анны Кобринской), восстановление Великого княжества Русского, союзные отношения с Московским государством или подданство московским государям.
 
1508 г. – восстание князей Глинских во главе с князем Михаилом Львовичем. Целью восстания были независимость русских земель от Польши и Литвы, воссоздание Великого княжества Русского со столицей в Киеве.

1595-1596 гг. – народно-освободительная война во главе с Северином Наливайко против власти Речи Посполитой, католического религиозного гнета на подвластных ей русских землях и готовящейся церковной унии.

1648-1654 гг. – народно-освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого, направленная на освобождение южно- и западнорусских земель от власти Речи Посполитой и воссоздание на них русского государства. Вот, что говорил по этому поводу послам польского короля в 1649 году в Киеве гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий: «Бог мне дал, что ныне я единовладец и самодержец русский. Выбью из лядской неволи весь русский народ, буду воевать за нашу веру православную. Отрекитесь от ляхов и с казаками оставайтесь, потому что Лядская земля сгинет, а Русь будет господствовать».

1734, 1750, 1768 гг. – восстания гайдамаков на Правобережной Украине. Народно-освободительные войны православных крестьян, мещан и запорожских казаков против польско-шляхетского и католического гнета. Отряды гайдамаков действовали также на южных землях Белой Руси.  Повстанцы добивались освобождения от власти Речи Посполитой, протектората или подданства Российского государства. Действия гайдамаков в отношении врагов Руси и православной веры и их пособников были беспощадными и жестокими, но это был разнозначный ответ на бесчинства польско-католической шляхты.

Окончательную точку в решении православно-русского вопроса в Речи Посполитой должен был поставить «Правительственный устав» («Ustawa rządowa»), т.н. конституция 3 мая 1791 года, в соответствии с которой польско-литовское королевство становилось Речью Посполитой Польской, т.е. государством исключительно поляков. Название Русь полностью исключалось из наименования подвластных Польше восточнославянских земель, единственной религией в государстве становился католицизм, переход из которого в другое вероисповедание объявлялся государственным преступлением. 

Суворов
Александр Васильевич Суворов – великий полководец и спаситель Белой Руси

Название Белая Русь в то время сохранялось только за теми землями современной Белоруссии, которые в результате т.н. первого раздела Речи Посполитой возвратились в лоно русской государственности.

Польское восстание 1794 года под началом Тадеуша Костюшко было нацелено на утверждение «Правительственного устава» 1791 года, что вело к уходу в небытие белорусского народа как национально-культурной общности. И только разгром польских мятежников русской армией под началом Александра Васильевича Суворов предотвратил исчезновение белорусов как самобытного народа. На знаменах же русской армии защитницы Белой Руси реяли ленты Святого Георгия. 

В Отечественную войну 1812 года под сенью георгиевских цветов белорусские дворяне (в отличие от польской шляхты), мещане и крестьяне сражались в рядах русской армии, в земском ополчении и партизанских отрядах с нашествием на Российское государство многоязыких орд Наполеона.

Под сенью георгиевских цветов дружины белорусских крестьян и мещан вместе русской армией громили шляхту во время польских мятежей 1830-31 и 1863-64 годов.

Под сенью георгиевских цветов уроженцы белорусских губерний храбро сражались в составе Русской императорской армии против германских полчищ в годы Первой мировой войны.

Во время Великой Отечественной войны знамена гвардейских частей Красной Армии, освободившей белорусскую землю из фашистской неволи, овевала георгиевская лента.

Таким образом георгиевская лента для белорусского народа, как и всего Русского мира, это символ свободы, национального достоинства и воинской доблести. Ну а быть патриотом – это значит неуклонно следовать извечным устремлениям нашего народа к общерусскому единству Белой Руси и Великой России. 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить