Главная / Аналитика Русского дома / Андрей Геращенко. Россия и Белоруссия вместе осваивают космос. Часть 2

Андрей Геращенко. Россия и Белоруссия вместе осваивают космос. Часть 2

← Предыдущая Следующая →
0
Андрей Геращенко. Россия и Белоруссия вместе осваивают космос. Часть 2

Часть 1

С учётом результатов первого длительного полёта А.Николаева и П.Поповича было решено в 1963 году осуществить схожий полёт, однако в одном из двух выводимых на орбиту «Востоков» должна была лететь первая в мире женщина-космонавт.

Поиск претенденток на полёт в космос начался ещё в 1962 году. Основное внимание уделили девушкам, имевшим хорошие навыки парашютной подготовки. Из сотен кандидатур были отобраны пятеро – Валентина Терешкова, Ирина Соловьёва, Валентина Пономарёва, Жанна Ёркина и Татьяна Кузнецова. Но в итоге выбор пал на Валентину Терешкову.

Валя Терешкова родилась в деревне Большое Масленниково Тутаевского района Ярославской области в белорусской семье. Отец был выходцем из деревни Выйлово Белыничского района Могилёвской области, а мать – из деревни Еремеевщина Дубровенского района Витебской области. Закончив семь классов школы, Валя, чтобы помочь семье, в 1954 году пошла работать на Ярославский шинный завод браслетчицей, а в свободное от работы время ходила на занятия в школу рабочей молодёжи. С 1959 года В.Терешкова стала заниматься парашютным спортом в Ярославском аэроклубе и совершила 90 прыжков с парашютом. Одновременно она продолжала работать на текстильном комбинате «Красный перекоп» и учиться в техникуме лёгкой промышленности.

04-27 Валентина Терешкова

Валентина Терешкова

Во время подготовки к полёту В.Терешкова старательно тренировалась. Нагрузки были сложными даже для мужчин – в лётном комбинезоне нужно было вытерпеть жару в +70°С, 10 суток провести в сурдокамере, куда не проникал ни один звук. К невесомости женщин готовили в самолётах МиГ-15, в которых во время полёта на 40 секунд удавалось создавать условия невесомости.

14 июня 1963 года с «Байконура» стартовал космический корабль «Восток-5» с космонавтом Валерием Быковским (позывной «Ястреб») на борту. Через двое суток стартовал и «Восток-6», на борту которого в космос отправилась первая женщина-космонавт в мире Валентина Терешкова, получившая красивый позывной «Чайка». «Эй! Небо, сними шляпу!» - пошутила Терешкова во время старта и корабль «Восток-6» помчал «Чайку» в космос.

Услышав по радио о полёте В.Терешковой, её родные были очень удивлены, так как сама Валентина Николаевна сказала им, что уезжает на соревнования по парашютному спорту.

Валентина Терешкова совершила 48 оборотов вокруг Земли в космосе, где провела в итоге трое суток. Во время полёта она вела бортовой журнал, фотографировала горизонт. Благодаря этому впоследствии были обнаружены аэрозольные слои в земной  атмосфере. Весьма насыщенную программу выполнил и Валерий Быковский. Они  также постоянно поддерживали связь между собой, как это годом ранее делали Николаев и Попович. Посадка была успешной.

В США по программе НАСА также к полёту готовились женщины-астронавтки – Джейн Харт и Джерри Кобб. Но СССР вновь оказался впереди. Сразу после известий о старте В.Терешковой Д.Кобб призналась, что она «весьма разочарована», а Д.Хархт и вовсе с обидой на НАСА заявила, что, видимо, в США к женщинам-астронавткам и дальше будут относиться с предупреждением, даже если СССР отправит в космос и вернёт на Землю весь Ленинградский симфонический оркестр.

04-31 Свадьба Терешковой и Николаева

Спустя некоторое время Адриян Николаев и Валентина Терешкова стали мужем и женой, создав первую в мире «космическую» семью.

В разработку американской лунной программы большой вклад внёс выходец из Белоруссии Б. В. Кит. Боря Кита (такова его настоящая фамилия) родился 6 апреля 1910 года в Петербурге. Его отец был белорусом, и после Октябрьской революции семья в 1918 году вернулась на родину в деревню Огородники на Гродненщине (ныне деревня вошла в черту городского посёлка Кореличи). В 1921 году эта территория оказалась захваченной Польшей. В Новогрудке в 1928 году Борис окончил гимназию, а в 1933 году – Виленский университет.

Во время Великой Отечественной войны Б.В.Кит оказался в эмиграции, а в 1948 году приехал в США. Уже находясь в Америке, Борис Кит провел первое в мире фундаментальное исследование свойств жидкого водорода, что позволило использовать его в качестве космического топлива. Это было использовано НАСА при подготовке лунной программы. На разработанном Борисом Китом топливе в космос отправились американские космические корабли - «Аполлоны» и «Шаттлы». Б.Кит произвёл также основные математические расчёты осуществлённых полётов на Луну. Он же стал и автором первого учебника о ракетной технике и космическом топливе «Руководство по ракетному топливу» (1960 год).

Борис Кит

Борис Кит

Б.В.Кит и по роду своей деятельности (как государственный советник США), и вообще как эксперт в области советской космонавтики, живо и активно интересовался, как продвигается освоение космоса на его родине – в Советском Союзе. В 1964 году он совместно с Ф.Ордвеем выпустил книгу «История и современное состояние советской астронавтики».

Капсула с именем Бориса Кита замурована в стене Капитолия, а его имя занесено в Зал славы Вашингтонского биографического института. Не забыли учёного и в Беларуси - он избран почетным доктором наук Гродненского государственного университета имени Я. Купалы (1994 год), и является почетным гражданином Новогрудка. В 2008 году в Новогрудке открыли его музей.

Борис Кит прожил долгую жизнь и умер 1 февраля 2018 года в возрасте 107 лет и был похоронен на кладбище православной церкви Святой Елизаветы в Висбадене (Германия).

В подготовке лунной программы с советской стороны принимал участие космонавт Георгий Михайлович Гречко, который имеет непосредственное отношение к Беларуси – его мама родом из города Чашники Витебской области. Георгий Гречко должен был отправиться к Луне на космическом корабле «Зонд» (Л1) и, находясь на лунной орбите, обеспечивать и подстраховывать высадку и возвращение на Землю другого космонавта.

Гречко


В СССР к 26 декабря 1974 года была изготовлена станция «Салют-4» («ДОС-4»). Производственные мощности СССР уже позволяли изготавливать одновременно станции двух типов – «ДОС» и «Алмаз», однако полноценно управлять станицей «Салют-4» в космосе, пока там находилась «Салют-3», не представлялось возможным. Сам запуск можно было произвести, однако наиболее сложным было слежение и управление станцией с Земли. Даже управление одной станцией «Салют-3» в то время требовало напряжённой круглосуточной работы всех наземных пунктов. Нагрузка особенно возрастала во время проведения пилотируемых полётов.

«Салют-3» был ещё вполне работоспособен, однако для посещения станции больше корабли «Союз» не выделялись в связи с началом подготовки к запуску станции «Салют-4». Наконец, «Салют-4» была выведена на орбиту и несколько суток впервые в истории вокруг Земли кружили две советские орбитальные станции. После выполнения основной и дополнительной программ полёта по уже сказанной выше причине по команде с Земли «Салют-3» 24 января 1975 года сошла с орбиты и, частично сгорев, была затоплена в Тихом океане.

На «Салюте-4» в это время работал экипаж космонавтов в составе А.А.Губарева и Г.М.Гречко, стартовавший на корабле «Союз-17» 11 января 1975 года. Бортинженеру Георгию Гречко пригодился его опыт подготовки к космическим полётам  на Луну. В этот полёт Георгий Гречко взял с собой марки с изображением космического конструктора С.П.Королёва. Гречко увлекался собиранием марок ещё в детстве, но первый свой с трудом собранный альбом утратил во время тяжёлой блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Однако любовь к филателии сохранил, и на второй день полёта, 12 января, они с командиром Алексеем Губаревым расписались на взятых с собой марках в День рождения Сергея Павловича Королёва. 9 февраля экипаж «Союза-17» благополучно возвратился на Землю.

После этого Георгий Гречко в качестве бортинженера совершил ещё два полёта – с 10 декабря 1977 года по 16 марта 1978 года вместе с Юрием Романенко на космическом корабле «Союз-26» и орбитальной станции «Салют-6», и, будучи уже в возрасте 54 лет, с 17 по 26 сентября 1985 года вместе с Владимиром Васютиным на космическом корабле «Союз Т-14», затем на орбитальной станции «Салют-7» с возвращением на Землю на пристыкованном к ней ранее космическом корабле «Союз Т-13».

А 25 мая 1975 года с «Байконура» на орбиту отправился космический корабль «Союз-18», командиром которого был наш земляк-белорус П.И.Климук, а бортинженером – В.И.Севастьянов.

07-14 Петр Климук.

Пётр Климук

Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Пётр Ильич Климук родился в 1942 году в селе Комаровка Брестской области (ныне - Томашевка). В 1965 году П.Климук был зачислен в отряд космонавтов и прошёл полную подготовку полётов на кораблях «Союз» и орбитальных станциях «Салют». В своё первый космический полёт П.Климук в качестве командира вместе с бортинженером В.Лебедевым отправился на корабле «Союз-13» 18 декабря 1973 года. 26 декабря после недели полёта экипаж успешно вернулся на Землю.

Вслед за экипажем П.И.Климука к «Салюту-4» 4 апреля 1975 года отправились космонавты В.Г.Лазарев и О.Г.Макаров. Предполагалась встреча обоих экипажей прямо на орбите, на станции. Однако из-за неисправности на старте при сбросе хвостового отсека третьей ступени корабль на орбиту не вышел и космонавты в спускаемом аппарате приземлились по баллистической траектории спустя 21,5 минуту после старта.

П.И.Климуку и В.И.Севастьянову пришлось корректировать программу полёта прямо на орбите.

Тем временем заканчивалась подготовка к легендарному совместному советско-американскому космическому проекту «Экспериментальный полёт «Аполлон» - «Союз»» (ЭПАС). Несмотря на продолжающуюся гонку вооружений и глобальное противостояние СССР и США, в обоих государствах всё больше задумывались над возможностью взаимодействия и сотрудничества в космосе. У обоих государств был накоплен серьёзный опыт космических исследований. Кроме того, появилась идея разработать и опробовать возможные варианты спасательной экспедиции на случай опасной нештатной ситуации, в которую могли попасть на орбите космонавты и астронавты. В этом случае СССР или США могли придти друг другу на помощь, если бы в соответствующее время готовили собственный запуск космических корабля.

Программа была утверждена 24 мая 1972 года и предусматривала отладку процедуры сближения кораблей на орбите, испытание нового стыковочного узла и отработку перехода из корабля в корабль экипажей, а также координацию действий советского и американского Центров управления полётами. В течение трёх лет для осуществления совместного полёта проводилась серьёзная подготовка.

15 июля 1975 года в 15.20 с «Байконура» стартовал «Союз-19» с космонавтами А.А.Леоновым и В.Н.Кубасов на борту. На орбите в это время на станции «Салют-4» продолжали свои исследования П.И.Климук и В.И.Севастьянов. В этот же день в 22.50 с космодрома на мысе Канаверал был осуществлён успешный запуск американского корабля «Аполлон» с экипажем в составе Д.Слейтона, Т.Стаффорда и В.Брандта.

17 июля 1975 года была осуществлена стыковка «Союза-19» и «Аполлона». Спустя три часа нахождения в шлюзовой камере космонавты и астронавты впервые в истории встретились прямо в космосе. В состыкованном состоянии корабли провели двое суток. Совместный экипаж провёл ряд исследований. 

07-17 Аполлон и Союз перед стыковкой.


19 июля 1975 года корабли разъединились, а затем вновь состыковались, чтобы спустя два витка вокруг Земли расстаться окончательно. 21 июля 1975 года «Союз-19» успешно сел на Землю, а 24 июля успешно приводнился в океане и «Аполлон».

За этим полётом пристально следил весь мир. Полётом «Союз-Аполлон» было положено начало советско-американскому и вообще международному сотрудничеству в освоении космоса. Впоследствии полученный опыт был использован при взаимодействии американских кораблей с советской орбитальной станцией «Мир» и программе МКС. Комплекс «Союз-Аполлон», находившийся на орбите двое суток, стал прообразом МКС.

Тем временем всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

Окончание следует

Андрей Геращенко,

автор научно-популярных книг для детской, юношеской и взрослой аудитории,

посвящённых астрономии, космогонии, космонавтике:

"Путь к звёздам. Малая энциклопедия космонавтики",

Малая энциклопедия космонавтики

"Мы во вселенной",

Мы во Вселенной

"На пороге вселенной"

На пороге вселенной

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение