Главная / Аналитика Русского дома / Андрей Геращенко: О празднике Жировичской иконы Божией Матери возвестили 12 отлитых в России колоколов

Андрей Геращенко: О празднике Жировичской иконы Божией Матери возвестили 12 отлитых в России колоколов

← Предыдущая Следующая →
0
Андрей Геращенко: О празднике Жировичской иконы Божией Матери возвестили 12 отлитых в России колоколов

 

20 мая 2021 года православные Белой Руси в очередной раз отметили праздник Жировичской иконы Божией Матери. В любой православной стране есть свои главные символы и святыни, которые определяют как саму суть православной жизни на данной территории, так и различные её аспекты – от бытовых до организационных.
    
Таким местом для Белоруссии являются, безусловно, Жировичи - небольшой посёлок в Гродненской области, который находится в 10 с небольшим километрах от районного центра Слонима. Гродненская область, к слову, традиционно является также регионом сильного католического влияния и в межконфессиональном отношении имеет свои явные особенности и то, что важный духовный центр белорусского православия находится именно на Гродненщине, приобретает особое и территориальное, и символическое значение.
    
Главным архитектурным комплексом и опорным центром православия в Жировичах является Свято-Успенский монастырь. В нём бережно сохраняется икона Жировической Божией матери, которая весьма почитается верующими Белоруссии.

свято-успенский мужской монастырь
Свято-Успенский мужской монастырь

История основания Жировичского Свято-Успенского монастыря восходит ещё к XV веку. Согласно преданию на дикой груше, росшей в лесу Александра Солтана, который занимал достаточно серьёзный по тем временам пост – был подскарбием Великого княжества Литовского и Русского, пастухами был найден маленький образок Богоматери. Пастухи отнесли образок своему господину, но Александр Солтан просто спрятал её в ларец. Через день, когда он решил вновь взглянуть на икону, в ларце её не было. Она вскоре отыскалась на прежнем месте – на той же груше. Поражённый Солтан решил построить на этом месте церковь. После её возведения вокруг церкви в поначалу густых и непроходимых лесах начали селиться люди, и образовался посёлок.
    
Если говорить о самой иконе, то она является самой маленькой из почитаемых Богородичных икон – это овал 5,6 на 4,4 сантиметра, изготовленный из яшмы с рельефным изображениям Богородицы, держащей на руках Младенца. Икона выполнена в технике так называемого «Умиления». С иконы за длинную историю её существования сделано немало списков.

Икона Жировической Божией Матери
Икона Жировической Божией Матери

Но примерно в 1520 году деревянная церковь сгорела во время сильного пожара. Икону поначалу не могли найти, но она всё же уцелела. Согласно преданию игравшие ученики церковной школы увидели на месте сгоревшей церкви Богородицу, которая сидела на большом валуне и держала икону в руках. Дети испугались и рассказали всё взрослым. Взрослые пошли к валуну и ещё издали увидели зажжённую на нём свечу и удивительным образом уцелевшую икону. Этот валун стали почитать и огородили его деревянным забором, а затем на этом месте была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Немного позже, около 1549 года, началось и строительство монастыря. В Жировичском монастыре, как и в других подобных обителях переписывались церковные книги, была своя богатая библиотека, работала школа, где обучали детей. Монастырь в то время был собственностью рода Солтанов. В 1587 году Ярослав Иванович, который приходился Александру Солтану правнуком, продал своему же брату Ивану часть Жировичского имения вместе с половиной монастыря и его подданных.
    
В 1596 на Брестском соборе была объявлена уния и большинство православных иерархов (за исключением 2 владык) во главе с киевским митрополитом Михаилом подчинились папе, по сути, став вероотступниками. Русское население восприняло унию достаточно враждебно, считая её вероотступничеством. Начались брожения казаков, переросшие в открытое восстание Наливайко, чьи загоны проникали и глубоко в Белоруссию. Лидер православных Великого княжества Литовского и Русского гетман Константин Острожский так и решился возглавить православное восстание, пытаясь убедить короля Сигизмунда III в ошибочности его курса и даже сдерживал активные действия православных, осуждая в том числе и действия Наливайко. Восстание Наливайко потерпело поражение. После смерти К.Острожского в 1608 году православные лишились своего лидера. Сигизмунд III и его иезуитско-католическое окружение перешли в открытое наступление на православие.
    
Всё это незамедлительно сказалось и на положении Жировичского монастыря, который по требованию Виленского трибунала в 1609 году перешёл в униатство. Первым игуменом монастыря стал печально известный Иосафат Кунцевич, который был убит восставшими витебчанами за чрезвычайные притеснения православных в 1623 году. Так волею судьбы история Жировичского монастыря оказалась связанной с именем одного из самых главных хулителей православия на Белой Руси.

В 1613 году монастырь и его храмы перешли к униатскому ордену базилиан, которые сделали его своим духовно-политическим центром. Здесь проходили униатские соборы и конгрегации.
    
В 1638 году икону Жировической Божией Матери покрыли стеклом, чтобы защитить её от потемнения и уберечь от излишнего истирания от прикосновения и целования верующих.
    
В 1644 году Жировичский монастырь посетил король Владислав IV. Икона произвела на него впечатление и в 1652 году Жировичи, не будучи сколь либо значительным в отношении числа жителей населённым пунктом, получили Магдебурское право.
    
В 1655 году 20-тысячное войско гетмана Богдана Хмельницкого, который боролся против польско-литовской экспансии, заняло монастырь. Деревянный постройки были сожжены, а монахи-базилиане, которых для казаков были вероотступниками, были разогнаны, а многие и убиты. И на то были свои причины, потому что базилиане были в особой милости у королей Речи Посполитой, которые неоднократно посещали Жировичи и сам монастырь. Понятно, что это не встречало понимания и никоим образом не могло быть одобрено православными казаками, боровшимися за освобождение Малой и Белой Руси от польского владычества.
    
После возвращения поляков и униатов монастырь был восстановлен и его ещё не раз посещали польские короли. В монастыре со временем начали печатать в типографии и молитвенники и другую богослужебную литературу на польском языке.

В 1672 году на месте деревянной церкви Рождества Божией матери возвели каменный храм, который в память о чудесном событии в наше время называется Свято-Явленским. Икона Жировической Божией Матери долгое время находилась в этом храме, а затем была перенесена во вновь построенный Свято-Успенский собор.

Внутреннее убранство Свято-Успенского собора
Внутреннее убранство Свято-Успенского собора

Воссоединение Жировичей с России состоялось только в 1795 году в результате второго раздела Речи Посполитой. Но в силу ряда причин Жировичский монастырь ещё несколько десятилетий находился в руках униатов. В 1810 году Успенский собор стал даже кафедральным собором Брестской униатской епархии, а уже после изгнания из России Наполеона в 1828 году из Новогрудка в монастырь переехало и епархиальное управление.
    
14 июля 1839 года, наконец, произошло событие, которого после воссоединения с Россией так долго ожидали и представители клира, и прихожане – митрополит Иосиф (Семашко) подписал акт о ликвидации унии и переходе храмов и приходов митрополии к Русской православной церкви. Вековое разделение верующих, навязанное польско-литовским владычеством, было ликвидировано. Решение митрополита Иосифа и поддержавшего его духовенства было поистине историческим событием. В результате акта о ликвидации унии Жировичский монастырь, возвращённый в лоно православия, стал центром Литовской епархии.
    
В этот период времени монастырь имел четыре храма – помимо главного Свято-Успенского были каменные Крестовоздвиженская и Явленская церкви, а также деревянная Георгиевская. Помимо этого выделялось трёхэтажное здание собственно монастыря (там же располагалась и духовная семинария), часовня, трапезная и множество иных, в том числе подсобных помещений и построек. На всю округу были хорошо известны монастырский сад и система зарыбленных прудов.
    
В монастыре приблизительно до середины XIX века находилось и «Жировичское Евангелие» - рукописная книга на более, чем 400 страницах на русском языке. Примечательно, что на двух страницах в конце Евангелия (376-377) была сделана запись на русском языке канцлера Великого княжества Литовского и Русского Льва Сапеги. Поэтому эту рукописную книгу порой так и называют – «Евангелие Сапеги». 

Решением Синода в 1845 г. кафедра архиепископа, духовная семинария, а с ними и архив были перенесены в Вильно. Туда же попало и «Жировичское евангелие», которое до сих пор продолжает находиться в Вильнюсе в Академии наук Литвы.

В Жировичском же монастыре было открыто Духовное училище, из которого вышло множество священников, осуществлявших служение на белорусских землях. Училище это успешно действовало вплоть до самого 1915 года, но в связи с угрозой немецкого наступления и само училище, и наиболее ценное церковное имущество (в том числе и икона Жировической Божией Матери» были вывезены подальше от фронта в Россию.

Впоследствии в монастырь вернулась лишь икона.

Начиная с 1921 года, когда в результате заключённого Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей Жировичи, как и вся Гродненская область, были заняты поляками, Жировичский монастырь претерпел немало потрясений и изменений, как и практически все города, сёла и культовые места и сооружения Западной Белоруссии. Прошли польская, затем немецкая оккупации. Уже после войны архиепископ Василий (Ротмиров), беспрестанно обивая пороги различных советских и партийных учереждений, всё же получил разрешение на открытие в Жировичском монастыре (он продолжал действовать, хотя монахов было очень мало) пастырско-богословских курсов, на основе которых в 1947 году начала свою учебную деятельность Жировичская духовная семинария.

Минская духовная семинария
 Минская духовная семинария

Новые испытания выпали монастырю во время правления Н.С.Хрущёва, который, как известно, грозился, что при нём СССР доживёт до того времени, когда первый секретарь КПСС «покажет советским людям последнего попа». Были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке и монахиням не оставалось ничего иного, как найти приют в Жировичах. Поначалу казалось, что это будет временным явлением, но монахиням пришлось жить в Жировичах до самого начала перестройки, когда отношение к православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось. А в 1963 году Жировичи поджидал новый удар – была закрыта духовная семинария.

Лишь с началом перестройки, уже после мероприятий, посвящённых 1000-летию крещения Руси, церковь обратилась к руководству БССР с просьбой возродить закрытые монастыри и семинарию. В 1989 году Жировичская духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировичи посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он специально приехал в связи с днём празднования иконы Жировической Божией матери. К настоящему времени монастырь, академия и семинария полностью возрождены. К Свято-Успенскому собору пристроена Свято-Никольская церковь (в неё в зимний период переносят икону Жировической Божией матери). Действуют и все остальные храмы, о которых мы говорили выше. Отрадно уже одно то, что Жировичский монастырь и его храмы и постройки избежали даже частичного безвозвратного уничтожения.

Стоит отметить, что именно в Жировичах находятся наиболее известные на Белой Руси святые источники – один из них под спудом Свято-Успенского собора (по преданию именно в этом месте протекал ручей у подножия дикой груши, на которой была обнаружена икона Жировической Божией Матери), источник в урочище Викня (в 2 километрах от монастыря), источники, освящённые во имя Иоанна Крестителя, Владимирской (с купелью) и Казанской икон Божией Матери, а также источник с крещенской водой. 

Часовня в честь Княгини Ольги возле купели
Часовня в честь Княгини Ольги возле купели

Интересно, что в советский период источник под Свято-Успенским собором пытались засыпать грунтом, но вода всё равно нашла выход и источник вновь забил. 

А 7 октября 2020 года в Жировичской обители прошли праздничные мероприятия в честь 550-летия явления Жировичской иконы Божией Матери, 500-летия ее повторного обретения и 500-летия со времени основания Успенского Жировичского мужского монастыря. В торжествах приняли участие Посол России в Белоруссии Д.Ф.Мезенцев, митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси Вениамини другие почётные гости. В числе прочего состоялся молебен перед иконой Божией Матери Жировичской, а также освящение колоколов и временной звонницы у Явленского храма. Тех самых 12 колоколов, которые в мае Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь в связи с 500-летиеем со времени своего основания, а также 550-летием явления Жировичской иконы Божией Матери, получил в дар. Эти 12 колоколов, отлитых в России, были переданы монастырю Российским государством. Вот что тогда сказал Д.Ф.Мезенцев: «Благодаря финансовой поддержки со стороны руководства Банка ВТБ (Белоруссия), отклику губернаторов Воронежской, Свердловской и Новгородской областей, успешно отлиты, доставлены и переданы 12 колоколов». 

Посольство России тогда откликнулось на просьбу наместника Жировичского монастыря Архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия и к юбилейной дате в обитель доставили новые колокола, отлитые на воронежском «Колокололитейном Заводе Анисимова». Самый большой из них, «Благовест», весит 4,2 тонны.

Звон этих 12 колоколов, чьё число символично совпадает с числом апостолов, радостно возвещали 20 мая 2021 года о празднике иконы Божией Матери Жировичской.

Россия и Белоруссия укрепляют единство не только в военной, экономической и политической сферах, но и в вопросах духовного и культурного единства.

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение